Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

КОАКСИАЛЬНАЯ АКУСТИКА 4’’

до 2800 рублей Наука в нашей державе, правда, в последнее время заметно притихла. И верно, зачем требовать, когда всё едино не дадут: бабло можно срубить и без всякой науки. Насчёт красоты: здесь без жертв не обойтись — тут меня поддержит и та половина человечества, которая неустанно к красоте стремится, и та, которая это стремление оплачивает. Насчёт искусства возражений, думаю, тоже не последует. А ведь есть ещё спорт... Вчера разговаривал с одним нашим, который сорвал голос на стадионе в Австрии — чем вам не жертва спорта? Звуковоспроизведение — это индустрия и искусство одновременно. Причём техника и технология так тесно переплетаются с собственно творческой составляющей, что уже трудно отделить одно от другого. Скажем, творчество композитора — это искусство, но технологии нынче уже другие, и без компьютеров мало кто обходится. Исполнение — акт творческий, но если этот акт подразумевает запись звука, то сам исполнительский процесс сильно изменяется под действием технологии звукозаписи. В работе звукорежиссёра и всех тех, кто готовит запись к тиражированию, настолько тесно переплетаются творчество и техника, что даже и пытаться не будем разделить эти составляющие. Дальше проще — тиражирование записей, транспортные мероприятия, наконец продажа — процессы почти чисто технологические. (Словом «почти» я делаю уступку тем, кто скажет, что процесс продажи не может существовать без творческой составляющей.) А на приёмной стороне законсервированной музыкальной информации техника опять переплетается с искусством. Воспроизведение музыкальных записей — процесс чисто технический, но идеи, что стоят за техникой — плоды творческого процесса. В равной мере это относится к источникам, усилителям и акустике. Сегодня нам по теме акустика, поэтому обратимся к ней. Задумывались когда-нибудь, почему практически не встречается громкоговорителей от разных производителей с одинаковым звуком? Просто потому, что так у них получается? Есть, конечно, и это — разные компоненты и материалы, различные технологии приводят к разному результату. Но главная причина в том, что производитель и стремится к разному результату, поставив себе разные цели в качестве приоритетов. Кто-то наверняка спросит: какое отношение имеют все эти рассуждения о высоком к коаксиалам, цена которых варьируется от символической до смешной? Да самое прямое. Если бы разработчик ставил себе единственную цель — сделать акустику подешевле, её нельзя было бы ни слушать, ни продать. Необходимо, чтобы акустика как-то играла. Как — другой вопрос. Вот тут как раз и проясняются приоритеты авторов разработки. Акустика должна играть броско, поскольку типичный потребитель техники данной ценовой категории, скорее всего, не обладает рафинированным музыкальным вкусом. Причём броско — даже под довольно большим углом к оси излучения, «нашу» акустику слушают только так, а к коаксиалам это относится в наибольшей мере. Как этого достичь, известно — надо, чтобы пищалка играла громче мидбаса. Впрочем, много раз уже было говорено, что это получается автоматически — наоборот, труднее сделать тихую пищалку, и чтобы она при этом доигрывала до конца звукового диапазона. А дальше вмешиваются экономические соображения. Слишком накладно делать разные пищалки для каждого типоразмера, поэтому твитеры кажутся особенно громкими в сравнении с наиболее компактными мидбасами — то есть именно в «четвёрках» эта черта становится особенно очевидной (точнее — явно слышимой). Кажется, не далее как в тесте прошлого номера автор (то есть я же) вопрошал: что же мешает осадить пищалку одним-единственным резистором? Я месяц размышлял на эту тему (а о чём ещё думать?) и понял, что именно. Деньги. Это что же получается? В «четвёрки» надо ставить «гасящий» резистор, а в «шестёрки» — нет? А в «пятёрки» — тоже ставить, но другого номинала? (Это притом, напомню, что в «разнесёнку», где ценовые ограничения не такие безжалостные, идут одни и те же кроссоверы, независимо от типоразмера.) В общем, как говорят на радио, «неформат». Теоретически установкой этого резистора может заняться потребитель. Если провода к пищалке подведены по второму способу, то есть проходят вокруг магнита и через центральную стойку, то с этим, вообще не будет проблем. Практически, правду говоря, я совсем не уверен, что у потребителя возникнет желание заниматься тюнингом коаксиалов — известно ведь, что акустику этого типа чаще приобретают с целью достичь результатов наиболее быстрым и необременительным путём. Кстати, по той же причине наши комментарии по поводу возможных вариантов установки коаксиалов в закрытый ящик (ЗЯ) тоже носят несколько условный характер. Хотя именно для «четвёрок» степень условности ниже, чем для более крупной акустики. Дело в том, что в некоторых машинах ниши под «четвёрки» предусмотрены по бокам приборной панели, а это как раз классический ЗЯ с объёмом, когда 2,5 л, когда немного больше. Вообще если акустику рассматривать как предмет искусства, то случай с коаксиалами 10 см можно приводить как иллюстрацию того, что искусство не всегда требует жертв. Размер финансового пожертвования минимален. Пожертвованием в форме «съеденного» акустическим оформлением объёма салона тоже можно пренебречь. То есть если вы планируете монтировать акустику в штатные места салона, о потерях вообще говорить нет смысла. Но даже если вы почему-то решили поставить «четвёрки» альтернативным способом (скажем, в кикпанели), они согласятся довольствоваться таким объёмом, в котором акустика другого типоразмера жить будет, а работать — дудки... Но мы с вами знаем: совсем без потерь не получается. Не бывает так, чтобы всё хорошо и ничего наоборот. Во-первых, отношения с басами у «четвёрок» исторически складываются сложно. Причины, в сущности, две — малая площадь диффузора и высокая частота резонанса. С первой, как говорится, без вариантов. Как оказалось, варианты всё же есть, но, в принципе, если у «четвёрки» увеличить площадь диффузора, то она превратится в «пятёрку». У второй причины тоже естественные, можно сказать, природные корни: с уменьшением размера диффузора частота резонанса имеет тенденцию к росту. Но тенденция — ещё не приговор. А иные производители упускают частоту резонанса мидбаса за 120 Гц, и, как следствие, головка не может воспроизвести достаточно низкие частоты для надёжного сопряжения с сабвуфером. Для четырёхдюймовых мидбасов (как и для пятидюймовых, кстати) мы считаем нормальным, когда (измеренная) нижняя частотная граница попадает в диапазон 80 — 100 Гц. Если эта граница выше, снижаем оценку за «басовитость», и снижаем её ещё более, если она окажется выше 115 Гц. Теперь во-вторых. Уменьшенная площадь диффузора мидбаса означает, что для достижения той же величины звукового давления ему требуется большее смещение. К примеру, ход четырёхдюймового диффузора должен быть в полтора раза больше, чем у диффузора пятидюймового динамика. Как следствие, нелинейные искажения у «четвёрок» тоже оказываются выше, хотя и не в той же пропорции — как и положено, искажения связаны с амплитудой хода диффузора нелинейно. Впрочем, на средних частотах искажения нельзя всё же назвать высокими. К примеру, ни у одного из сегодняшних одноклассников в диапазоне частот от 250 до 4000 Гц не были зафиксированы искажения выше 1,5%. Правда, басов они не любят, а для них уже 160 Гц — это бас. Помните ту поговорку: «у кого что болит...»? Получается так, что мы сегодня усиленно обсуждаем басовые возможности четырёхдюймовой акустики, которых, как известно, у них совсем не много. Тем не менее именно коаксиальные (а не компонентные) фронты чаще всего фигурируют в системах без сабвуфера, но с тыловыми «лопухами» 6 х 9 дюймов. Тылы в таких системах далеко не всегда включают через фильтр, а если фильтр НЧ всё же присутствует, то частота среза выбирается несколько выше, чем для сабвуфера. Но в этом разе снижаются и требования к басовым возможностям фронтов, и «четвёрки» в такой инсталляции будут как у себя дома. И этим ещё раз подтверждается старинная акустическая мудрость: не бывает акустики плохой или хорошей, бывает подходящая или неподходящая. Иногда возникает вопрос (у нас он, по крайней мере, возникал, и не раз): как это получается, что, вопреки всем канонам, средняя чувствительность коаксиалов калибра 4 дюйма не сильно ниже, чем, у «пятёрок»? А они и сами построены вразрез с этими канонами. Как сказано, пищалки у всех типоразмеров одни и те же, а значит, в высокочастотной области отдача должна быть у всех одинаковая. Это в первом приближении, а во втором выходит ещё интереснее. Мидбас поверху не фильтруется (понизу, конечно, тоже), а полоса у 10-сантиметровых головок очень широкая — по графикам АЧХ нередко получается, что они доигрывают практически доверху. Как результат — на верхах отдача у четырёхдюймового коаксиала может быть выше, чем у «пятёрки» и «шестёрки». Что и компенсирует относительно невысокую отдачу мидбаса в «своей» полосе, где он работает в поршневом режиме. Возможно, что для «нашей» акустики, и персонально для коаксиалов, имело бы смысл вычислять чувствительность под неким промежуточным углом к оси, например 25 градусов (поскольку акустика изначально рассчитана на внеосевую установку). Такой метод, кстати, многое расставил бы по местам, но подобной методики нет, по крайней мере, нам о ней не известно. Так что довольствуемся тем, что есть. Наверное, уже пришло время переходить непосредственно к тесту. Только надо коротенько напомнить о тех умолчаниях, которые мы будем при техническом описании акустики принимать как сами собой разумеющиеся. От договорённостей, принятых нами ровно месяц назад в тесте «пятёрок», они отличаются по двум пунктам: «стандартная» высота магнита 10 мм, а ширина резинового подвеса (если он, конечно, резиновый) 8 — 9 мм. С этого момента постоянные читатели могут смело переворачивать страницу. Для остальных продолжаем. Диффузородержатель штампованный — а каким он может быть ещё в этом типоразмере и за эти деньги? Диаметр звуковой катушки 25 мм, причём только у «четвёрок» встречаются отступления от этого правила не только в сторону увеличения. Считаем, что рамка решётки дополнительного уплотнения не обеспечивает — жаль, конечно, посадочный обод у 10-сантиметровых динамиков неширокий. Клеммные контакты, как и у любых коаксиалов, рассчитываются на использование клемм типа «лопаточка». Тип мембраны твитера — конечно же, «сбалансированный купол». Кроссовер состоит из единственного электролитического конденсатора, закреплённого на обойме пищалки. Теперь пора переворачивать страницу тем, кто этого не сделал раньше.
Источник: avtozvuk.com

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
align="center">Hosted by uCoz