До определённого предела свобода регламентируется финансовыми возможностями. (выше этого предела в правовом государстве вступают в силу правовые ограничения). Вот, скажем, вы располагаете достаточной свободой, чтобы съездить на уик-энд в Лондон попить пива. Теперь вам придётся потратить некоторое время на получение визы. Плюс — после изучения расписания рейсов, вы, скорее всего, придёте к выводу, что к субботе-воскресенью неплохо бы присоединить хотя бы ещё один день с той или (а может быть, «и») с другой стороны. То есть ваша возросшая свобода, как оказалось, стоила вам и возросших затрат свободного времени. Допустим теперь, что вы ещё не настолько свободны и можете позволить себе провести выходные в пригородном доме отдыха (напиток прежний, валюта другая). В этом случае к выходным уже ничего «присоединять» не придётся, и свободного времени у вас будет больше. Возьмём теперь крайний случай, когда всё, что вы можете себе позволить — прикупить некоторое количество того же напитка и посмотреть телик. Вот она, свобода, но, заметьте, от вседозволенности не осталось и следа.
Впрочем, мы же собирались говорить об акустике. Если вы потратитесь на трёхполосную компонентную систему, то получите многочисленные степени свободы в инсталляции и настройке, но свободного времени у вас останется немного. Даже если басовые динамики с самого начала рассовать по штатным местам салона, надо будет подобрать взаимное расположение пищалки и среднечастотника, а это только на словах просто. Двухполосная, и тоже компонентная, система. Здесь вариантов меньше, и меньше же затрат времени. Наконец, коаксиальная акустика. Она вам предоставит меньше всего свобод, но и времени на её установку потребуется меньше всего. Тем более что, насколько нам известно, в подавляющем большинстве случаев коаксиалы устанавливают в штатные места салона.
Коаксиальная акустика — данность, и если принять в качестве исходной предпосылки, что местоположение этой данности фиксировано, то «настраивать» в ней почти что нечего. Но кое-какую свободу она инсталлятору оставляет. Наверное, предположение о том, что, приобретя акустику за 2000 рублей или около того, некто инициирует трудоёмкий процесс с изготовлением подиумов, переносом штатных решёток и т.д. — достаточно условно. Наша задача — показать, какой способ инсталляции будет для данной модели оптимальным, поэтому мы такие варианты не исключаем и даём соответствующие рекомендации по ориентации динамиков. Наконец, с недавних пор мы стали определять для мидбасовых головок и параметры Тиля — Смолла, чтобы выявить те из них, которые лучше ведут себя в закрытом ящике меньшего объёма, нежели «типовая» дверь (35 — 40 л). Обратите внимание — я не сказал «фри-эйр», ибо объём двери по порядку величины сопоставим с эквивалентным объёмом Vas шестидюймовых головок, и дверь для них уже не является акустическим экраном.
Устройство коаксиалов хорошо знакомо каждому, кто в теме. Представьте себе мидбас, у которого снят центральный колпачок. Представили? Вам открывается вид на звуковую катушку изнутри и на центральную часть магнитопровода, которую называют керном. В керне резьбовое отверстие, и сюда крепится (пластмассовая, как правило, редко — алюминиевая) стойка, а к ней уже — пищалка. По сравнению со «сплошным» мидбасом несколько снижается чувствительность за счёт уменьшения площади излучающей поверхности, повышается частота резонанса и уменьшается механическая, электрическая и полная добротность. То есть, обратите внимание, только за счёт удаления центрального колпачка коаксиальный мидбас становится более «ящичным», чем компонентный. Этот факт разработчикам акустики известен, и потому у типичного коаксиала габариты магнита несколько меньше, чем у среднестатистического компонентного мидбаса. Правда, сразу отмечу, что в сегодняшней группе этот эффект не очень заметен, может быть, поэтому среди участников данного теста оказалось так много (5 из 12) мидбасов с «ящичной» добротностью.
Итак, над излучающей поверхностью мидбаса мы подняли твитер и сразу же получили отражения от корпуса, которые складываются с прямым излучением, формируя характерную волнистость АЧХ на частотах 7 — 10 кГц, иногда выше или чуть ниже, в зависимости от высоты стойки. Отражённую волну можно подавить, снабдив центральную часть диффузора мидбаса соответствующим покрытием — обычно из фетра или поролона. Можно её и рассеять, если выбрать обтекаемую форму нижней поверхности пищалки. В первом варианте сужается направленность излучения мидбаса, но на этих частотах должен уже работать твитер, поэтому конструкция со звукопоглощающими кольцами получила преимущественное распространение.
Диффузоры динамических преобразователей, как мы знаем, бывают конусные и купольные. Купол — это тот же центральный колпачок, который разросся до таких размеров, что для конуса места уже не осталось. Если центральный колпачок увеличен в размерах, но между ним и подвесом остался какой-никакой конус, то такой диффузор в зарубежной литературе называют «сбалансированным куполом» (Balanced Dome), и мы не видим необходимости придумывать какое-то иное название. Понятно, что грань между конусным диффузором и сбалансированным куполом достаточно условна и не всегда очевидна. К примеру, диффузоры среднечастотников калибра 3,5 дюйма можно бы отнести к «сбалансированным», но об этом никто никогда не говорит. Кстати, «конус» диффузора с точки зрения геометрии — часть некругового тороида, но мы, конечно, будем пользоваться привычным обозначением. И ещё кстати — излучающую оболочку (во как!) пищалки принято именовать мембраной, аналогичную «часть тела» у мидбаса, и тем более у сабвуфера, называют диффузором, а у среднечастотника — и так и эдак. Если конусный — то диффузор, если купольный — то мембрана. Путаницы здесь нет, и вреда тоже никакого. Но лично я не люблю, когда среднечастотники делят на купольные и диффузорные — это вроде как двигатели подразделять на впрысковые и дизельные.
Что это я всё о среднечастотниках — их у героев сегодняшнего теста нет вовсе. Правда, у некоторых динамиков, оснащённых (для солидности, не иначе) пьезокерамическими супертвитерами, так называют основные пищалки. Но по сути они всё же твитеры, а «пьезики», которые получают право голоса (чаще всего ими не реализуемое) лишь на самых высоких частотах — это супертвитеры.
И теперь самое время напомнить о тех конструктивных особенностях коаксиалов, которые получили самое широкое хождение и о которых по этой причине нет смысла каждый раз говорить при описании конструкции. Корпуса штампуются из стального листа, динамиков с литыми корпусами нам сегодня не встретилось вовсе. Подвес по умолчанию будет считаться резиновым. Ширина его по гофру от 9 до 11 мм, если на этот счёт в тексте ничего не сказано, считайте, что ширина 10 мм. Типичная высота магнита для шестидюймовых головок 15 мм, и по умолчанию она будет приниматься именно такой. Как всегда, самый ходовой диаметр звуковой катушки 25 мм, и это будет подразумеваться само собой, хотя именно у «шестёрок» чаще всего встречаются нарушения этого правила — в плюс, разумеется. Ну, обо всех «нарушениях» будет сказано в соответствующий момент и в соответствующем месте. Кольцо, которое в большинстве динамиков можно увидеть вокруг подвеса, мы называем «уплотнительным» — это дань традициям тех давних времён, когда головки монтировались в ящик изнутри. Впрочем, в отличие от сабвуферов, это кольцо нередко выполняет свои функции, поскольку на него ложится рамка защитной решётки. Если рамка плотно ложится на опорную поверхность и на уплотнительное кольцо, то у вас появляется дополнительная возможность избежать акустического короткого замыкания даже тогда, когда посадочное отверстие оказалось чересчур просторным. Но для этого калибра такая возможность является избыточной (у головок и без того широкие посадочные поверхности), так что подразумеваем, что рамка выполняет лишь свои прямые обязанности — держит защитную решётку. А уплотнительное кольцо по умолчанию будем считать низким и жёстким: как правило, пластмассовым и высотой меньше, чем высота профиля гофра. По части пищалок и кроссоверов умолчаний будет совсем немного. Первое — что мембрана твитера относится к типу «сбалансированный купол». Второе — что «кроссовер» состоит из единственного конденсатора (фильтр ВЧ первого порядка), конденсатор электролитический, и находится он под обоймой пищалки. Правда, место «прописки» конденсатора зависит от того, как к твитеру подведены провода.
И тут я опять вынужден напомнить (извини, постоянный читатель) об основных способах разводки проводов, которые у нас проходят под порядковыми номерами. Способ первый: гибкие провода от клеммника прошиваются в конус диффузора и идут дальше к пищалке, а в точке пересечения с конусом с ними соединяются выводы звуковой катушки. Если сказано, что по первому способу проведены провода к мидбасу, это означает, что около точки стыка провода обрезаны, а подвод напряжения к пищалке осуществляется отдельно. Провода пищалки при этом прокладывают через центральную стойку — для неё (пищалки) это и есть второй способ. В сочетании с ним провода мидбаса могут идти также по второму способу, когда они фиксируются непосредственно на каркасе звуковой катушки с внешней стороны конуса. Существует и третий, заимствованный у сабвуферов, способ: гибкие провода дополнительно фиксируются на центрирующей шайбе. По моему мнению, чем выше «цифра» способа, тем выше долговечность подвода, хотя, как и всегда, многое зависит от качества деталей (гибкого провода) и материалов (клея).
Источник: http://avtozvuk.com
СТАТЬИ
SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4
Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.
Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.
К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс