Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

КОАКСИАЛЬНАЯ АКУСТИКА 6,5’’

До определённого предела свобода регламентируется финансовыми возможностями. (выше этого предела в правовом государстве вступают в силу правовые ограничения). Вот, скажем, вы располагаете достаточной свободой, чтобы съездить на уик-энд в Лондон попить пива. Теперь вам придётся потратить некоторое время на получение визы. Плюс — после изучения расписания рейсов, вы, скорее всего, придёте к выводу, что к субботе-воскресенью неплохо бы присоединить хотя бы ещё один день с той или (а может быть, «и») с другой стороны. То есть ваша возросшая свобода, как оказалось, стоила вам и возросших затрат свободного времени. Допустим теперь, что вы ещё не настолько свободны и можете позволить себе провести выходные в пригородном доме отдыха (напиток прежний, валюта другая). В этом случае к выходным уже ничего «присоединять» не придётся, и свободного времени у вас будет больше. Возьмём теперь крайний случай, когда всё, что вы можете себе позволить — прикупить некоторое количество того же напитка и посмотреть телик. Вот она, свобода, но, заметьте, от вседозволенности не осталось и следа. Впрочем, мы же собирались говорить об акустике. Если вы потратитесь на трёхполосную компонентную систему, то получите многочисленные степени свободы в инсталляции и настройке, но свободного времени у вас останется немного. Даже если басовые динамики с самого начала рассовать по штатным местам салона, надо будет подобрать взаимное расположение пищалки и среднечастотника, а это только на словах просто. Двухполосная, и тоже компонентная, система. Здесь вариантов меньше, и меньше же затрат времени. Наконец, коаксиальная акустика. Она вам предоставит меньше всего свобод, но и времени на её установку потребуется меньше всего. Тем более что, насколько нам известно, в подавляющем большинстве случаев коаксиалы устанавливают в штатные места салона. Коаксиальная акустика — данность, и если принять в качестве исходной предпосылки, что местоположение этой данности фиксировано, то «настраивать» в ней почти что нечего. Но кое-какую свободу она инсталлятору оставляет. Наверное, предположение о том, что, приобретя акустику за 2000 рублей или около того, некто инициирует трудоёмкий процесс с изготовлением подиумов, переносом штатных решёток и т.д. — достаточно условно. Наша задача — показать, какой способ инсталляции будет для данной модели оптимальным, поэтому мы такие варианты не исключаем и даём соответствующие рекомендации по ориентации динамиков. Наконец, с недавних пор мы стали определять для мидбасовых головок и параметры Тиля — Смолла, чтобы выявить те из них, которые лучше ведут себя в закрытом ящике меньшего объёма, нежели «типовая» дверь (35 — 40 л). Обратите внимание — я не сказал «фри-эйр», ибо объём двери по порядку величины сопоставим с эквивалентным объёмом Vas шестидюймовых головок, и дверь для них уже не является акустическим экраном. Устройство коаксиалов хорошо знакомо каждому, кто в теме. Представьте себе мидбас, у которого снят центральный колпачок. Представили? Вам открывается вид на звуковую катушку изнутри и на центральную часть магнитопровода, которую называют керном. В керне резьбовое отверстие, и сюда крепится (пластмассовая, как правило, редко — алюминиевая) стойка, а к ней уже — пищалка. По сравнению со «сплошным» мидбасом несколько снижается чувствительность за счёт уменьшения площади излучающей поверхности, повышается частота резонанса и уменьшается механическая, электрическая и полная добротность. То есть, обратите внимание, только за счёт удаления центрального колпачка коаксиальный мидбас становится более «ящичным», чем компонентный. Этот факт разработчикам акустики известен, и потому у типичного коаксиала габариты магнита несколько меньше, чем у среднестатистического компонентного мидбаса. Правда, сразу отмечу, что в сегодняшней группе этот эффект не очень заметен, может быть, поэтому среди участников данного теста оказалось так много (5 из 12) мидбасов с «ящичной» добротностью. Итак, над излучающей поверхностью мидбаса мы подняли твитер и сразу же получили отражения от корпуса, которые складываются с прямым излучением, формируя характерную волнистость АЧХ на частотах 7 — 10 кГц, иногда выше или чуть ниже, в зависимости от высоты стойки. Отражённую волну можно подавить, снабдив центральную часть диффузора мидбаса соответствующим покрытием — обычно из фетра или поролона. Можно её и рассеять, если выбрать обтекаемую форму нижней поверхности пищалки. В первом варианте сужается направленность излучения мидбаса, но на этих частотах должен уже работать твитер, поэтому конструкция со звукопоглощающими кольцами получила преимущественное распространение. Диффузоры динамических преобразователей, как мы знаем, бывают конусные и купольные. Купол — это тот же центральный колпачок, который разросся до таких размеров, что для конуса места уже не осталось. Если центральный колпачок увеличен в размерах, но между ним и подвесом остался какой-никакой конус, то такой диффузор в зарубежной литературе называют «сбалансированным куполом» (Balanced Dome), и мы не видим необходимости придумывать какое-то иное название. Понятно, что грань между конусным диффузором и сбалансированным куполом достаточно условна и не всегда очевидна. К примеру, диффузоры среднечастотников калибра 3,5 дюйма можно бы отнести к «сбалансированным», но об этом никто никогда не говорит. Кстати, «конус» диффузора с точки зрения геометрии — часть некругового тороида, но мы, конечно, будем пользоваться привычным обозначением. И ещё кстати — излучающую оболочку (во как!) пищалки принято именовать мембраной, аналогичную «часть тела» у мидбаса, и тем более у сабвуфера, называют диффузором, а у среднечастотника — и так и эдак. Если конусный — то диффузор, если купольный — то мембрана. Путаницы здесь нет, и вреда тоже никакого. Но лично я не люблю, когда среднечастотники делят на купольные и диффузорные — это вроде как двигатели подразделять на впрысковые и дизельные. Что это я всё о среднечастотниках — их у героев сегодняшнего теста нет вовсе. Правда, у некоторых динамиков, оснащённых (для солидности, не иначе) пьезокерамическими супертвитерами, так называют основные пищалки. Но по сути они всё же твитеры, а «пьезики», которые получают право голоса (чаще всего ими не реализуемое) лишь на самых высоких частотах — это супертвитеры. И теперь самое время напомнить о тех конструктивных особенностях коаксиалов, которые получили самое широкое хождение и о которых по этой причине нет смысла каждый раз говорить при описании конструкции. Корпуса штампуются из стального листа, динамиков с литыми корпусами нам сегодня не встретилось вовсе. Подвес по умолчанию будет считаться резиновым. Ширина его по гофру от 9 до 11 мм, если на этот счёт в тексте ничего не сказано, считайте, что ширина 10 мм. Типичная высота магнита для шестидюймовых головок 15 мм, и по умолчанию она будет приниматься именно такой. Как всегда, самый ходовой диаметр звуковой катушки 25 мм, и это будет подразумеваться само собой, хотя именно у «шестёрок» чаще всего встречаются нарушения этого правила — в плюс, разумеется. Ну, обо всех «нарушениях» будет сказано в соответствующий момент и в соответствующем месте. Кольцо, которое в большинстве динамиков можно увидеть вокруг подвеса, мы называем «уплотнительным» — это дань традициям тех давних времён, когда головки монтировались в ящик изнутри. Впрочем, в отличие от сабвуферов, это кольцо нередко выполняет свои функции, поскольку на него ложится рамка защитной решётки. Если рамка плотно ложится на опорную поверхность и на уплотнительное кольцо, то у вас появляется дополнительная возможность избежать акустического короткого замыкания даже тогда, когда посадочное отверстие оказалось чересчур просторным. Но для этого калибра такая возможность является избыточной (у головок и без того широкие посадочные поверхности), так что подразумеваем, что рамка выполняет лишь свои прямые обязанности — держит защитную решётку. А уплотнительное кольцо по умолчанию будем считать низким и жёстким: как правило, пластмассовым и высотой меньше, чем высота профиля гофра. По части пищалок и кроссоверов умолчаний будет совсем немного. Первое — что мембрана твитера относится к типу «сбалансированный купол». Второе — что «кроссовер» состоит из единственного конденсатора (фильтр ВЧ первого порядка), конденсатор электролитический, и находится он под обоймой пищалки. Правда, место «прописки» конденсатора зависит от того, как к твитеру подведены провода. И тут я опять вынужден напомнить (извини, постоянный читатель) об основных способах разводки проводов, которые у нас проходят под порядковыми номерами. Способ первый: гибкие провода от клеммника прошиваются в конус диффузора и идут дальше к пищалке, а в точке пересечения с конусом с ними соединяются выводы звуковой катушки. Если сказано, что по первому способу проведены провода к мидбасу, это означает, что около точки стыка провода обрезаны, а подвод напряжения к пищалке осуществляется отдельно. Провода пищалки при этом прокладывают через центральную стойку — для неё (пищалки) это и есть второй способ. В сочетании с ним провода мидбаса могут идти также по второму способу, когда они фиксируются непосредственно на каркасе звуковой катушки с внешней стороны конуса. Существует и третий, заимствованный у сабвуферов, способ: гибкие провода дополнительно фиксируются на центрирующей шайбе. По моему мнению, чем выше «цифра» способа, тем выше долговечность подвода, хотя, как и всегда, многое зависит от качества деталей (гибкого провода) и материалов (клея).
Источник: http://avtozvuk.com

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
align="center">Hosted by uCoz