Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

Коаксиальная акустика 6 х 9''

Как известно, из дрожжевого теста выпекают блины — толстенькие такие, а из пресного, на молоке и яйцах — блинчики. Это — классика русской кухни. Но бывают и авторские рецепты. Так уж у нас повелось, что раз в год, как раз когда дети собираются в школу, «АвтоЗвук» заводит разговор на кулинарную тему. Потому что именно в это время у нас проходит тест овалов 6 х 9, за которыми давно закрепилось прозвище «блины». Впрочем, с тем же успехом можно было бы совершить экскурс и в ботанику, поскольку те же овалы частенько кличут и «лопухами». Но, думается (поправьте меня, если я ошибаюсь), нашим читателям кулинарная тематика ближе, нежели проблемы семейства сложноцветных, к которому относится и лопух обыкновенный. И потом, обидного прозвища «лопухи» овалы 6 х 9, как мне кажется, не заслужили — они же не виноваты, что Господь их такими создал. Так что к ботанике мы, сегодня, по крайней мере, обращаться не будем. Ряд типоразмеров автомобильных динамиков ограничен (по площади диффузора мидбаса) с одной стороны «четверками», с другой — овалами 6 х 9. Правда, у некоторых производителей существует акустика типоразмера 3 1/2 дюйма или 8 дюймов, но по массовости ни те, ни эти не идут ни в какое сравнение ни с «четвёрками», ни, тем более, с овалами. Кстати, если кто не в курсе, выпускаются и овалы размерности 4 х 6 и 5 х 7 дюймов, но эти форматы тоже пока что не стали массовыми. Хотя не исключаю, что в будущем, идя навстречу «пожеланиям трудящихся», ежели таковые появятся, мы проведём групповой тест и уменьшенных «блинов», «оладушков» (термин не запатентован, дарю). Итак, оба крайних типоразмера динамиков страдают от противоречий. Четырёхдюймовым мидбасам, которые, по сути, были рождены среднечастотниками, поручают отрабатывать верхний бас, а это им удаётся с переменным успехом. А овалы 6 х 9, которые обладают недюжинными басовыми возможностями, частенько рассматривают как альтернативу не самым пафосным сабвуферам, а к их работе на средних и верхних частотах производители предъявляют не самые строгие (мягко говоря), требования. А жаль. Поскольку задатки у «блинов» очень даже неплохие. Вот смотрите: в плоскости малой оси эллипса направленность такой акустики ничуть не хуже, чем у круглой «шестёрки». А за счёт увеличенной площади диффузора интерференция прямого и отражённого излучения сказывается в меньшей мере, нежели у любых круглых коаксиалов. Плюс высокая чувствительность, опять же как результат повышенной площади диффузора. К тому же за счёт достаточно тяжёлой подвижной системы мидбаса его рабочий диапазон естественно ограничивается поверху, и он не лезет в область работы твитера. Казалось бы, разработчику остаётся только подобрать пищалку с относительно низкой частотой резонанса и одновременно с хорошей чувствительностью и выдать на рынок коаксиальную акустику, с которой другим форматам тягаться будет очень непросто. Ан нет. То есть не то чтобы совсем нет — некоторые изготовители всё же идут по этому пути. Но чаще предпочтение отдают антуражу, а не акустической целесообразности. Вместо одного твитера ставят два, а то и три (как и в прошлогоднем тесте, сегодня тоже попалась акустика с четырьмя пищалками, которую по канонам акустики следовало бы именовать пятиполосной). Всё это хозяйство размещают на крупной обойме, отражений от которой избежать уже не удаётся. При этом второй твитер (мы его зовём супертвитером), не говоря уже о третьем, по отдаче, как правило, сильно уступает остальным компонентам системы, так что на измеренной АЧХ даже трудно увидеть, на какой частоте он «включается» (здесь дисперсия излучения должна расшириться, и «боковая» частотная характеристика — подойти поближе к осевой). Но если у «супера» отдача правильная, возникают иные проблемы: на высоких частотах (скажем, от 8 кГц) он излучает совместно с первым твитером, характеристика направленности превращается в овальный конус, который с ростом частоты распадается на два «пальца». Если пищалок не две, а три, проблемы удваиваются. Ну и что в этом хорошего? В общем, овалы с двумя и, тем более, с тремя пищалками вряд ли стоит рассматривать как акустику, ориентированную на точное звуковоспроизведение, хотя и возводить этот принцип в незыблемое правило всё же не стоит. Вот конкретная иллюстрация из материалов сегодняшнего теста. В число семи участников, получивших невысокую оценку за форму АЧХ, вошли все три четырёх/пятиполосные модели. Правда, здесь же и одна из двухполосных (всего их в сегодняшней группе было четыре). Тенденция подтверждается, а мы с вами и говорим о тенденциях, а не о незыблемых правилах. Из вышесказанного, как мне кажется, должно быть ясно, что основную работу по воспроизведению верхних частот выполняет первый твитер, даже если у него есть один-два помощника. В качестве такового, как правило, используются пищалки с конусной мембраной — в отличие от купольников у них диаметр звуковой катушки значительно меньше, чем размер мембраны, а габариты больше, поскольку магнит находится снаружи. Частота собственного резонанса у таких пищалок ниже, чем у купольных, хотя если представить себе купол диаметром 52 — 54 мм, то и у него частота резонанса будет соответствующая. Многие диффузорные пищалки спокойно доигрывают до границы звукового диапазона, и это лишний раз подтверждает, что применение супертвитеров в большей мере продиктовано маркетинговыми соображениями, нежели акустической необходимостью. Правда, характеристики направленности у пищалок с конусной мембраной заметно хуже (чем, собственно, и было вызвано появление на свет купольников), и это полезно будет учесть, если вам придёт в голову задействовать овалы 6 х 9 на фронтах. Но мы, конечно, понимаем, что гораздо чаще с помощью «блинов» организуют басовый «подпор» по тылам, устанавливая их в заднюю полку. По этой причине среди вариантов инсталляции мы в первую очередь рассматриваем именно такую установку, когда акустическим объёмом служит половина объёма багажника (динамиков-то два), мы её принимаем равной 200 л. И уже потом смотрим, что получается при их монтаже в объём двери. В целом картина получается примечательная. Многие из овалов в объёме багажника демонстрируют типично сабвуферную частотную характеристику, с небольшим акустическим усилением и нижней граничной частотой (в салоне), приходящейся на 8 — 10 Гц. Другие (но таких немного) ведут себя как обычные фронты средне басовитости. При монтаже в двери большинство овалов по своему поведению похожи на наиболее басовитые из «шестёрок», граничная частота приходится на 30 — 55 Гц. Кстати, если нижняя частотная граница в свободном поле и в «типовом» салоне авто различается примерно на 23 Гц и больше, то это означает, что акустика воспроизводит и самые низкие частоты, но со спадом немного более 3 дБ (типичный показатель 3,5 дБ). То есть низкий бас не будет иметь такого всеобъемлющего характера, как в исполнении правильно настроенного сабвуфера, но его определённо станет слышно. Напомним (не в первый раз): по площади диффузора один овал 6 х 9 уступает восьмидюймовому сабвуферу каких-то 10%, а пара таких динамиков выигрывает по этому показателю (те же 10%) у «десятки». Единственное ограничение заключается в том, что конструкция подвеса и магнитной системы мидбаса не рассчитана на слишком большой ход диффузора, поэтому, если вам нужен совсем громкий бас, лучше всё-таки привлечь для этой цели сабвуфер. Теперь, когда мы разобрались в сильных и слабых сторонах «блинов», можно вернуться к тому, с чего начинали. Помните, какие песенки были у Винни-Пуха? Напоминаю: кричалки, пыхтелки и сопелки. При работе с «блинами» возникает ощущение, что некоторые производители руководствовались именно репертуарной политикой медведя. Кричалки? Когда чувствительность акустики 92 дБ/Вт, а то и побольше — чем не кричалка? Иные из динамиков отказываются воспроизводить самые верхние частоты, но с басами у них в большинстве полный порядок — вот вам пыхтелки. Попадаются, однако, среди «блинчиков» и такие, которые отказываются воспроизводить низкий бас — назовём их сопелки. Впрочем, справедливости ради надо признать, что это редкость, да и вообще половину из участников нынешнего теста мы слушали не без удовольствия. При описании конструкции ряд решений будет, как и всегда, подразумеваться по умолчанию. Штампованный диффузородержатель и резиновый подвес — это как обычно. Стандартной шириной подвеса для данного типоразмера станем считать 12 — 13 мм. Высоту кольца магнита примем равной 15 мм, а диаметр звуковой катушки — 25 мм, хотя в этом типоразмере динамиков отступления случаются нередко. Высокое и жёсткое уплотнительное кольцо, изготовленное из пластмассы, придётся очень кстати при монтаже овалов по штатным местам салона. Комплектная решётка с рамкой пригодится в том случае, если в вашем авто место под «блины» предусмотрено не было. Дополнительной защиты от акустического короткого замыкания рамка решётки, как правило, не обеспечивает, но, думается, чтобы правильно подготовить отверстия под посадку «блинов», исключительное мастерство не требуется. Подводящие контакты — обычные «лопаточки». Первый (или единственный) твитер считаем диффузорным, поэтому будем указывать только диаметр и материал мембраны. В отношении второго (и третьего, где он есть) твитера наперёд ничего не скажешь, как по форме мембраны, так и по принципу действия — они могут быть и электродинамическими, и пьезокерамическими. Фильтрующий электролитический конденсатор