Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

КОАКСИАЛЫ И СИМВОЛЫ

Для тех представителей человечества, кому английский язык родной, сочетание sex symbol имеет несколько иное смысловое значение, нежели наше затёртое до дыр «секс-символ»... Sex — это прежде всего «пол», так и во всех анкетах пишут. Поэтому когда про некоего мистера или некую мисс говорят sex symbol, это означает нечто вроде «символа мужественности» или, соответственно, «символа женственности», и никакого отношения к самому процессу (к которому, кстати говоря, они там относятся не столь и легкомысленно) не имеет. К чему это я? Потом поймёте... Уже не первый год в преддверии сезона отпусков мы проводим тесты коаксиальной акустики. И дело не только и даже не столько в том, что мы стремимся облегчить себе подготовку к вакациям. Объяснение другое. Это в ходе подготовки к летнему сезону можно не торопясь изучать плюсы и минусы разных моделей компонентной акустики и потом, сделав свой выбор, столь же неторопливо и основательно подбирать оптимальный вариант установки. А когда лето в разгаре, авто уже должно быть оснащено всем необходимым, в том числе, конечно, и по музыкальной части. И набор коаксиалок поможет решить эту проблему. Возможно, как временное, но зато, несомненно, быстрое решение. Вот только не надо требовать от них слишком многого. И причиной тому не ущербность самой идеи коаксиальной акустики: Dual Concentric от Tannoy или Uni-Q от KEF — это тоже самые настоящие коаксиалы. А непосредственно в нашей отрасли примерами коаксиалов в хорошем смысле легко могут послужить «Интегры» Morel или дорогие трансформеры Boston. Причина — в отношении к акустике этой категории самих производителей car audio. Отношение таково, что, кажется, во главу угла ставится максимальное удешевление производства, все прочие соображения вторичны. Как следствие, в коаксиальные модели часто ставятся те же самые пищалки, что и в компонентные. Только в «разнесёнке» они непременно «осаживаются» резистором, входящим в состав кроссовера, а в коаксиалы резисторы ставить и некуда, и лениво. А между тем коаксиальные мидбасы имеют меньшую отдачу, нежели их ближайшие компонентные родственники, за счёт меньшей площади диффузора. Непременным следствием этих обстоятельств является перекос амплитудно-частотной характеристики коаксиальной акустики в сторону верхних частот. Ну а средняя чувствительность системы за счёт ничем не сдерживаемого энтузиазма твитера может оказаться (и оказывается) выше, чем у компонентных систем того же калибра. И больше всех от высокочастотного перекоса страдают коаксиалы самого малого калибра — четыре дюйма. Мы, конечно, отдаём себе отчёт, что горизонтально-ровная АЧХ хороша только для излучателей, имеющих ровную диаграмму направленности во всём диапазоне, а это — математическая абстракция. Либо для мониторов ближнего поля, счастливый (и одинокий) слушатель которых располагается по оси излучения и к тому же значительно ближе к излучателям, нежели все отражающие поверхности. Как только до ушей слушателя начинает доходить отражённое излучение, надо учитывать направленные свойства излучателей, поэтому на высоких частотах, где излучение вытягивается в узкий лепесток и отражений от стен не происходит, некоторый подъём АЧХ не только не вреден, но даже желателен. Понимаем мы и то, что коаксиальные твитеры в отличие от компонентных имеют практически нулевые шансы оказаться направленными слушателю «в лицо». (Кстати, тот факт, что поворотные пищалки нынче стали исчезающим видом, можно объяснить только тем же стремлением максимально удешевить производство.) По этой причине тоже следовало бы несколько повысить отдачу пищалок. Но — насколько? Децибел на шесть, максимум — на восемь. (И то многовато, но мы привыкли к яркому звучанию.) Но не на двенадцать же! В общем, те коаксиалы, где перепад отдачи мидбаса и твитера достигал или превышал 10 дБ, были лишены одного балла при оценке формы АЧХ. Это наименьшее, что можно было сделать, чтобы компенсировать формально заслуженный, но не отражающий реальное качество системы высокий балл за общую чувствительность. Самые внимательные из вас, возможно, заметили своего рода ход фокусника, когда я перешёл от направленных свойств излучателей к относительной громкости мидбаса и твитера. Действительно, направленность излучения любой головки проявляется в верхней половине её рабочего диапазона и не проявляется — в нижней. Для четырёхдюймового мидбаса такой переходной частотой можно считать 4 кГц, для пищалки, скажем, 14 кГц. Так что громкая пищалка даёт в общем случае лишь иллюзию победы над направленностью излучения, но не саму победу. Но это — в общем случае. Специфика коаксиальной акустики калибра 4 дюйма в том, что её мидбасы — самые широкополосные и без особых проблем доигрывают до тех же 14 — 15 кГц. Из этого следует, что «четвёрки» обеспечивают самую плавную характеристику направленности из всех коаксиалов. Мало того, при определенном соотношении характеристик мидбаса и твитера в «четвёрках» наиболее реально добиться идеально ровной АЧХ под углом к оси (я не сказал «горизонтальной», характеристика может быть и падающей, но ровно). Правда, для этого нужно, чтобы разработчики обладали, во-первых, возможностями, во-вторых, желанием для создания таких систем. Как было сказано, в большинстве случаев приоритеты у них иные. Минусы любых «четвёрок», в том числе и коаксиальных, нам с вами давно известны: с басами, даже верхними, они работают не слишком уверенно. Неуверенность проявляется в повышенных нелинейных искажениях на нормальном уровне громкости. Если сравнить измеренные искажения на верхнем басе у коаксиальных «четвёрок» и «пятёрок» из теста прошлого номера, то окажется, что у первых искажения где-то процентов на сорок выше. Но тут надо учесть, что для 13-сантиметровых мидбасов мы начинаем измерения с частоты 80 Гц, а для 10-сантиметровых — только от 100 Гц. Причина проста — измерения к.н.и. достоверны лишь для систем с относительно линейной АЧХ, а у подавляющего большинства «четвёрок» собственный резонанс не ниже 100 Гц. Казалось бы, памятуя о невысокой, мягко говоря, басовитости головок этого калибра, оценки басового потенциала для них следовало бы смягчить. Но слушателю ведь не важно, какой там играет калибр, для него имеет значение лишь то, что он слышит. А кроме мидбасов (если не брать трёхполосные системы с басовым дополнением) бас воспроизводит только сабвуфер, а его не следует «выпускать» слишком высоко. Поэтому мы считаем нормальным, когда измеренная нижняя частотная граница акустики (по уровню -3 дБ) попадает в диапазон от 80 до 100 Гц, и снижаем оценку, когда эта граница оказывается в диапазоне 101 — 115 Гц. Для нас не было сюрпризом, что у некоторых из участников нижняя частотная граница оказалась даже выше 115 Гц, больше удивило то, что у кого-то из них она опустилась ниже 80 Гц. Как всегда, кроме обычной дверной инсталляции акустики мы стараемся рассмотреть и вариант их установки в ящик, хотя понимаем, что монтаж коаксиалов в специально изготовленные ящики будет, мягко говоря, не самым типичным. Если добротность мидбаса выше 0,7, то для того, чтобы полная добротность в ящике не превысила 0,9, надо брать ЗЯ с объёмом 6 л и больше, а это неудобно. Так что вариант ящичной установки мы рассматриваем только для головок с полной добротностью до 0,7. Переходя к конструкции, можно заметить, что четырёхдюймовые коаксиалы долгое время оставались «самыми коаксиальными» (то есть самыми соосными) из всех, поскольку их пока не коснулась тенденция перерождения коаксиальной акустики в триаксиальную или, упаси Господь, «квадроаксиальную» (с тремя пищалками, как случается с «лопухами» 6 х 9). Правда, в сегодняшней группе встретилась нам акустика с пьезокерамическими «супертвитерами», но, во-первых, их работу не удалось обнаружить даже измерительными средствами (что, впрочем, типично), а во-вторых, присутствие «пьезика» не подвигло разработчиков на смещение твитера, который так и остался коаксиальным. Так что «четвёрки» среди всей коаксиальной акустики имеют наибольшие основания претендовать на звание «коакс-символа». Хотя в тех случаях, когда превосходство в отдаче твитера по сравнению с мидбасом составляет 11 — 12 дБ, такую акустику даже неловко называть двухполосной системой — это скорее твитер со среднечастотной «подзвучкой». Такая вот получается коллизия: символ — да, двухполосная система — не совсем. Ну, совсем как у людей, бывает, что символ — хоть куда, а как до дела дойдёт — выяснится, что АЧХ совсем не той ориентации... Умолчания, которые будут приниматься при описании конструкции, самые обычные, с небольшими вариациями, касающимися данного калибра. В частности, «стандартная» высота магнита для коаксиальных «четвёрок» по-прежнему 10 мм, а типичная ширина резинового подвеса всё ещё 8 мм. Самый ходовой диаметр звуковой катушки (как и для других калибров, впрочем) 25 мм, но, кажется, только у «четвёрок» встречается пока отступление от этого типоразмера в минус. Корзина по умолчанию считается штампованной, но, как это ни удивительно, литые диффузородержатели встретились нам уже в ценовой подгруппе ниже 25 у.е. на старые деньги. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм типа «лопаточка». Разводку подводящих проводов мы разделяем на два способа. По первому из них провода прошиваются через диффузор мидбаса, в непосредственной близости от пересечения конуса к ним присоединяются выводы звуковой катушки. Стыки фиксируются компаундом, а гибкие провода дальше идут на обойму твитера. По умолчанию там же, под обоймой, находится и единственный элемент кроссовера — неполярный электролитический конденсатор. По второму способу провода твитера огибают магнит снаружи и проходят сквозь центральную стойку. В части подвода проводов к мидбасу возможны варианты. По первому — провода опять же прошиваются сквозь диффузор и здесь же стыкуются с выводами звуковой катушки. По второму — они непосредственно подводятся на каркас звуковой катушки, где и фиксируются клеем. Среди трёх перечисленных вариантов изгибная нагрузка на гибкий провод убывает от первого к третьему. Хотя реальная надёжность соединения, как и всегда, зависит от конкретного исполнения и качества материалов. По форме мембраны пищалки будем считать относящимися к типу «сбалансированный купол» — у них площади купольной и конусной части сопоставимы. Впрочем, пора уже переходить от общих рассуждений к частным. «Символов» сегодня много, без малого полтора десятка.
Источник: http://avtozvuk.com

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
align="center">Hosted by uCoz