Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

МАСШТАБНЫЙ ПЛАН

Вообще-то, лозунг вполне подошёл бы к групповому тесту любой акустики, ну, кроме трёхполосной — там различаются калибром не только среднечастотники, но, случается, и басовые головки. Но сказано же, «масштаб», а не «размер», так что я подразумевал здесь не только геометрическое единообразие. Читатели наши — люди грамотные, потому вы наверняка знаете, что чувствительность среднестатистической пищалки выше, чем тот же показатель у мидбаса. Тому есть ряд причин, в основном — чисто технических, хотя и некоторые маркетинговые соображения тоже присутствуют (а где они теперь отсутствуют, назовите, мне же интересно?). Твитер, как вы понимаете, должен отыграть полосу до уставных 20 кГц (хотя нынче многие производители головок считают, что это необязательно). Одним из необходимых условий этого является лёгкая подвижная система (счёт идёт на доли грамма), магнит меньше мидбасового не в разы, а на порядки, но это — по массе. Он, во-первых, почти всегда неодимовый, а во-вторых и главных — концентрирует своё поле в очень тесном (сравнительно с мидбасовым) зазоре: он мал по высоте, поскольку нет надобности обслуживать большое перемещение подвижной системы, здесь миллиметр — уже много; он узкий, поскольку катушка намотана проводом с волос, да и центровать подвижную систему такого размера можно точнее. И хотя эффективная площадь излучения здесь в десятки раз меньше, чувствительность всё же получается достойная. Можно сэкономить на магните (он хоть и мелкий, но всё же неодимовый), но тогда повысится добротность (а твитер и так стоит в тесном ЗЯ), появится «торчок» на нижнем верхе. По правде говоря, этот путь только раньше считался запретным, теперь порой злые до денег азиатские производители себе такое позволяют, отчего и рождаются на свет божий пищалки с диапазоном до 12 — 15 кГц. Но большинство производителей считает, что твитер должен быть громким, иначе он плохо продаётся. Дело в том, что «осадить» пищалку — дело нехитрое, двухваттный резистор в кроссовере вполне справляется с этой задачей (я не беру компонентные системы высокого разбора, где всё делается с запасом). А вот умерить пыл мидбаса, если, скажем, твитер попался тихий, куда сложнее. Если всё делать по правилам, это или невозможно, или глупо, поскольку аттенюатор обойдётся дороже динамика. Так что пищалка должна играть не тише, чем любой мидбас. Теперь смотрите: твитер играет громче, по крайней мере, не тише, самого громкого мидбаса, но в коаксиалах «осаживающие» резисторы не ставят практически никогда (исключение — системы с внешними кроссоверами). Это значит, что в коаксиальных системах именно шестидюймовые мидбасы будут наилучшим образом сопряжены с пищалками по отдаче. Вот что я имел в виду, говоря о масштабе. Идём дальше. В коаксиальных системах наиболее распространены фильтры, состоящие из одного-единственного конденсатора, чаще всего — неполярного электролита (кстати, именно такое устройство фильтра мы в тестах предполагаем по умолчанию). Здесь используется та физическая особенность динамического излучателя, что он работает как механический полосовой фильтр — нижняя граничная частота обусловлена податливостью (это величина, обратная упругости) подвеса, верхняя — нежёсткостью (то есть тоже податливостью) самого диффузора. Тут ещё можно упомянуть, что если нижняя граница определяется в два счёта — по параметрам Тиля — Смолла, то поведение диффузора наверху зависит от соотношения и распределения его массы, упругости и демпфирования, и его бывает проще подобрать экспериментально, нежели рассчитать на компьютере. Но для нас это сейчас не принципиально, куда важнее другое. Четырёхдюймовый мидбас может играть до 12 кГц, «пятёрка», случается, доигрывает до 9 кГц, а у шестидюймового мидбаса спад излучения может начинаться от 2 кГц, и, как правило, выше 6 — 7 кГц проблем он не создаёт. Этот факт — тоже составляющая «масштабного плана». После демонстрации столь внушительного списка преимуществ появляется ощущение, что коаксиальная акустика с мидбасами размера 6,5 дюйма (165 мм) по своим музыкальным достоинствам не должна к себе и близко подпустить иные форматы. По крайней мере, из коаксиалов. Это, однако, не совсем так. Пятидюймовым коаксиалам есть что им противопоставить — более широкую направленность на частотах 3 — 6 кГц (дальше заботу о направленности должен взять на себя твитер). Кроме того, «шестёрки» более требовательны к объёму оформления, крайне редко встречаются среди них такие, которые могут нормально работать в кикпанелях (в сегодняшней довольно представительной группе таких вовсе не было). Кстати говоря, в тесте любой акустики мы прежде всего моделируем работу мидбасов в усреднённом объёме двери (35 л). Если окажется, что результирующая добротность головки в двери не слишком высокая (меньше 0,9) и нижняя частотная граница — тоже, смотрим, какой можно взять ЗЯ, с тем, чтобы: а) нижняя частотная граница не поднялась выше 100 Гц и б) результирующая добротность не превысила 1,2. Напомню, при добротности 1,2 горб на АЧХ составляет 2,4 дБ — такую величину мы считаем максимально допустимой, поскольку эксцесс величиной 3 дБ слышен слишком явно. Частотную границу 100 Гц мы выбрали как предельное условие «гладкого» сопряжения с сабвуфером. А вообще для шестидюймовых мидбасов мы считаем нормой, когда они не накладывают практически значимых ограничений на выбор частоты среза сабвуфера, и это значит, что нижняя частотная граница головки должна быть ниже 80 Гц. Если измеренная частотная граница оказалась ниже 60 Гц, считаем, что в пределах не слишком высокой громкости динамик способен и без помощи сабвуфера справиться с информативным басом, и потому его басовые возможности заслуживают повышенной оценки. Что же касается формы АЧХ, то мы не раз уже писали, что горизонтальная, как по линейке проведённая, частотная характеристика хороша только для мониторов ближнего поля, слушатель которых, во-первых, находится по оси излучения, во-вторых, не слышит (или почти не слышит) отражений от стен. В салоне авто ситуация складывается обратная по обеим позициям, и если в компонентных системах твитер можно «сделать громче» за счёт взаимного расположения головок или же ориентировать его (в той или иной мере) «в лоб», то для коаксиалов, заслуживающих высокую оценку, непременным условием является подъём АЧХ в области верхних частот, начиная примерно от 10 кГц. Мы тут долго обсуждали поведение коаксиальных мидбасов, слегка даже коснулись устройства фильтров, а теперь пришла пора опять вернуться к пищалкам. В коаксиальных системах чаще, нежели в компонентной акустике, применяются твитеры с мембранами типа «сбалансированный купол», а потому при рассмотрении конструкции будем по умолчанию предполагать, что пищалка относится именно к этому типу. У сбалансированного купола более явно выражены направленные свойства (по сравнению с полным куполом), но зато твитеры этого типа имеют меньший магнит, а значит, и меньшие габариты, что для коаксиалов как будто немаловажно. Меньшие габариты — меньше отражений от корпуса. А «как будто» потому, что нередки такие конструкции, когда разработчики, обладая вкусом, нам не совсем понятным, окружают малогабаритный корпус пищалки «многогабаритной» обоймой, а отсюда можно сделать вывод, что главенствующим соображением было не сокращение габаритов, а уменьшение и удешевление неодимового магнита. Впрочем, и в прямом переносе купольных пищалок из компонентных систем в коаксиалы тоже есть свой резон: экономия на разработке и оснастке. А между тем мало кто задумывается, что пищалки в коаксиальных системах работают не совсем так, как в компонентных. Первые излучают в полное пространство, вторые, будучи установлены «заподлицо», — в полупространство. Если твитер оптимизирован для установки по способу flush mount, то при монтаже на стойку у него повысится нижняя частотная граница, зато вблизи неё появится горб — сумма излучаемой энергии останется постоянной, но произойдёт её сдвиг вверх по частоте. Постоянные читатели могут с этого момента переходить к знакомству с тестом, у нас сейчас начнётся рутинное перечисление умолчаний, дополнительно к тем двум, о которых уже было сказано. Корпус мидбаса штампованный, отступление от этого правила встретилось нам лишь единожды. Подвес резиновый, ширина его 10 — 11 мм. Высоту магнита принимаем равной 12 мм, хотя вероятность встретить 12-ти и 15-миллиметровые кольца в головках из сегодняшней группы примерно одинакова. Звукопоглощающее кольцо в центральной части диффузора будем считать фетровым, этот материал в сегодняшней группе лидирует с большим отрывом, не иначе — экологи намутили. Диаметр звуковой катушки, как всегда, подразумеваем равным 25 мм. Контакты в большинстве случаев, конечно же, рассчитаны на использование привычных клемм-«лопаточек», из этого и будем исходить. Первый способ подвода проводов — это когда они, проходя от клеммника, прошиваются сквозь конус мидбаса и идут к обойме пищалки, а в точке пересечения с диффузором с ними соединяются выводы звуковой катушки мидбаса. В этом разе предполагаем, что конденсатор фильтра находится под обоймой пищалки, больше ему по жизни и негде быть. Второй способ — когда подводящие провода идут отдельно — от клеммника непосредственно на каркас катушки мидбаса. А также к твитеру — в обход магнита, через осевое отверстие в керне и стойку магнитной системы. Может быть и комбинированный вариант подвода — к мидбасу по первому способу, к твитеру — по второму. Всяко бывает. Сейчас увидите.
Источник: http://avtozvuk.com 11

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
align="center">Hosted by uCoz