Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:

Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс

Схема 14.04.2001



Питание
За время эксплуатации своего плеера в автомобиле мною был накоплен некоторый опыт в создании и применении различных источников питания. Я думаю вам будет интересно ознакомиться с моим опытом.

Обычный АТ-блок питания компьютера вырабатывает следующие напряжения и сигналы:

+5В при токе до 10-20А
+12 при токе до 15А
-12 при токе до 1А
-5В при токе до 0.5А
PG -питание в норме. Уровень 3-6В вырабатывается через 0.1-0.5с после включения питания при нормальных выходных напряжениях.
Реально же (на первое время) потребовалось для питания моей системы на основе ASUStek-материнской платы,жесткого диска Western Digital 1.6Gb, клавиатуры, аудио и видео платы +5 в (до 3.5А), +12 (до 1А).

-12В возможно понадобиться для дальнейшего подключения ИК-управления. Дело в том, что -12 на некоторых платах используются для работы СОМ-портов. И как оказалось в последствии, моя плата не исключение.
-5В служит только для поддержки некоторых ISA-карт.

БП на основе линейных стабилизаторов типа КРЕН.
Применить для получения стабильных +5В линейные стабилизаторы типа КРЕН5 (7805), вот, что сразу приходит на ум. Но при входном напряжении 11-14В и токе потреблении до 4А придется применить подобную схему, причем транзистор сразу следует заменить на КТ818 в металлическом корпусе и обеспечить его хорошее охлаждение:



Декабрь1999г.-Январь 2000г. В своем случае я заменил регулирующий элемент 7805 на мощный аналог от Linear Technologi LT1003 . Это линейный стабилизатор +5В с максимальным током 5А, корпус как у КТ818 транзистора "в металле". Применил его я потому, что он у меня был в старых запасах, да и систему запустить хотелось побыстрей. Микросхема LT1003 закреплена на радиаторе размером 70х60х60мм. К радиатору также прикреплен вентилятор от кулера , иначе к радиатору было опасно прикасаться (недостаток линейных стабилизаторов). Напряжение +12В стабилизировал обычной КРЕН8 на12В , установленной на тот же радиатор. Для ASUS потребовался сигнал PG, который я реализовал простой RC-цепочкой (10кОм/10мкФ). Схема моего блока питания :



Фото источника питания на LT1003:



Лучшим решением, я считаю, применить ШИМ-преобразователь. Схема конечно немного сложнее, но эффективность работы намного выше ( КПД-75% против 50% у линейных стабилизаторов) .

БП на основе ШИМ-стабилизаторе МАХ787. Март 2000г. Переделан пятивольтовый линейный источник на импульсный стабилизатор на основе МАХ787. Еще недавно эту микросхему можно было бесплатно заказать на сайте производителя www.maxim-ic.com и получить по почте в течении двух-трех недель. Теперь, увы, халява кончилась. Однако описание и схему в PDF для MAX787 можно скачать здесь .

Фото источника на МАХ787:

В результате потребляемый устройством ток получился таковым: около 2А в рабочем режиме и до 2.5А при запуске системы, супротив 3.5/4 А при линейной стабилизации пяти вольт. Также в блок питания была добавлена схема дистанционного включения питания плеера при включении магнитолы (при наличии сигнального провода Remote), либо от дистанционного выключателя.

Схема нового источника питания:



На транзисторе и реле собрана схема дистанционного включения. При появлении на входе Remote сигнала высокого уровня (в частности +12В) транзистор VT1 открывается и реле K1 срабатывает, контакт К1.1 замыкается, и напряжение бортовои сети попадает на схемы стабилизаторов +5 и +12В. Диод VD1 нужен для того,что бы обратное напряжение, при отключении реле, не пробило транзистор. Реле на 12В, способное коммутировать нагрузку до 5А при 12VDC. Резистор R1 (1.5- 10кОм) ограничивает входной ток. Транзистор любой n-p-n из КТ815, КТ817. Микросхемы U1 и U2 могут быть установлены на общем радиаторе.

Дроссель L1 намотан на кольцевом ферритовом сердечнике проводом ПЭЛ-1 1.2мм количество витков-7. Катушка L2 намотана тем же проводом на ферритовом стержне диаметром 8мм в два слоя по 15 витков каждый . Высота катушки примерно 20мм. Хочу сразу предупредить, что электролитические конденсаторы C2 и C5 необходимо применить с малыми потерями на ВЧ, так как частота преобразования у 787 от 100 до 200 кГц.

Март-Апрель 2000г. Минус 12В все таки потребовалось для работы с ИК ДУ через СОМ порт. Для меня эта проблема решилась довольно просто- была у меня микросборка- маломощный преобразователь +12 в +/-12В.

Еще один способ получить -12В, это взять со старой Ethernet cетевой карточки преобразователь напряжения. Найти на плате его довольно просто этот прибор имеет черный прямоугольный корпус, устанавливаемый обычно рядом с BNC или RJ45 разъемом, размером примерно 25х15х10мм, с несколькими выводами. Найти нужные выводы труда не составит, конечно если он еще установлен на сетевой плате.

В процессе эксплуатации двух источников питания построенных по выше приведенным схемам выявились следующие недостатки:

1. При запущенном двигателе в громкоговорителях слышен фон от системы зажигания;
2. От стабилизации +12В пришлось отказаться, т.к. для нормальной работы стабилизатора на 7812 необходимо, что бы входное напряжение было не менее 13.2В, а призаглушенном двигателе напряжение бортсети не превышает 12.7В.
3. Значительное выделение тепла регулирующими элементами.

Вывод: всех перечисленных недостатков лишен импульсный преобразователь напряжения, наподобие обычных компьютерных БП.
Итак, решено, делаем DC-DC преобразователь.

Источник питания DC-DC преобразователь. Вот он предел мечтаний и венец творений- импульсный блок питания 12В- +5В/+12В/-12В. Хотя схема разрабатывалась мною самостоятельно, однако с подсказок Сергея (Finn), схемы у нас получились как близнецы-братья. В итоге я выкладываю схему Сергея.

   Схема импульсного БП (от автора)



   Разводка печатной платы для схемы (от автора)



   Расположение элементов на плате (от автора)



   Описание схемы (от автора)



   Рисунок трансформатора. Вариант ( от меня лично).



  Осцилограммы в некоторых точках. Осцилограммы сняты и предоставлены  Александром Кочкиным. ZIP-файл  200Кб . zero.jpg - установка 0, zatvor.jpg - это на затворе  транзистора (выход с 9,10 TL494), ontrans.jpg - это на первичных  обмотках после транзистора



На правах рекламы:

ДРУГИЕ СТАТЬИ

AUDI-80 (фронт)

Демпфирование дверей, изготовление подиумов и новых обшивок, изготовление подиумов для "пищалок" Технологии изготовления подиумов неоднократно описывались на страницах Интернета.

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.
align="center">Hosted by uCoz