Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН 1-4

Сабвуфер на двух отечественных динамиках 75ГДН1-4 Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом.

Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

На прошлых соревнованиях А.Нестеров занял 1 место (132.1 дБ) в классе 2х10" с сабвуфером в фазоинверторном исполнении на двух отечественных головках 75ГДН-1Л-4 и с самодельным усилителем. Вот, то что надо. На Митинском рынке была приобретена пара 75ГДН-1-4 за 750 рублей. Измерить параметры Тиля-Смола я не успевал, поэтому положившись на паспортные данные (F3=25 Гц, Qts=0,35, Vas по разным данным от 80 до 140 литров, я принял среднее значение) воспользовался программой JBL SpeakerShop для расчетов будущего саба.

Вот, что получилось

Скриншот JBL SS

Голубая кривая- ФИ, фиолетовая "прямая"- ЗЯ. Расчет для одной головки.

Фазоинвертер, в изготовлении и расчетах (к тому же без точных значений параметров Т-С) несколько сложнее чем закрытый ящик, особенно в применении к car audio. Времени на все это у меня к сожалению не было, хотя результат на ФИ мог бы получться выше( , а мог бы и не получиться). Поэтому остановился я на обычном ЗЯ, причем каждый динамик работал в своем собственном объеме, интуитивно я чуствовал, что так будет лучше.

Один из главных критериев саба, особенно SPL-ного, это жесткость его корпуса. Ящик общим объемом около 70 литров, был собран из 20 мм ДСП, а передняя и задние стенки из 25мм ДСП. Все панели соединялись с помощью брусков 40х40, огромногои количества шурупов, а все стыки проклеивались силиконовым герметиком, ведь ящик должен быть полность герметичным.

Ровно по середине ящика разместилась прегородка из ДСП, которая разделяла объемы и являлась дополнительной распоркой, которая придавала ящику жесткость. Все внутренние поверхности были демпфированы Визоматом от Стандартпласта, это несколько снизило резонанс панелей. На передней панели лобзиком были вырезаны отверстия под динамики. Динамики крепились шурупами, а по фланцу также залиты герметиком.

Вот эскиз ящика и фотография саба:

Эскиз ящика Фото готового саба


Предварительные замеры звукового давления сделать не удалось, т.к. ящик был закончен только в четверг вечером, в пятницу я уложил этого монстра в багажник своей Ауди-80 (еле дотащил его до машины- 37кг, это вам не "блины" 6х9), весь объем багажника был занят. На боковой стенке саба разместился легендарный усилитель Rockford Fosgate Punch 100x2, благо всю проводку под будущий саб и питание усилка я уже сделал, так что подключение много времени не заняло. Каждый динамик был запитан от своего канала усилителя, хотя усилитель предусматривает подключение нагрузки мостом, но такой вариант проверим позже.

Весь субботний день я провел в томительном ожидании того часа, когда мне предстоит услышать от судей оценку моей хоть и спешной, но проделанной с душой работе. Итак, 19.00 14.10.2000г., площадка перед студией Блюзмобиля на Волоколамке. Начало соревнований. Судьи раздали каждому из участников протоколы и распределили по классам. Я оказался во втором классе- 2 динамика по 10" или один 12". В этом же классе был и победитель прошлых соревнований А. Нестеров, наши машины оказались рядом. Первый этап - квалификация, судьи делают предварительные замеры уровня звукового давления.

Это очень ответственный этап- надо показать по возможности максимальный результат, так как к поединку будут допущены только 5 самых "громких" машин, но в тоже время и не дать перегреться катушкам динамиков. Вот дошла очередь и до меня. С институтских времен я не испытывал такого чуства: как перед экзаменом. Вот на пассажирское сиденье установили измерительный микрофон, захлопнули дверь, судьи дали отмашку и включили измерительный прибор. Я запустил 98 трек с настроечного диска (синусоидальный сигнал плавно меняющийся с 80 до 20 Гц)...

Те 30 секунд, в течении которых проходят измерения, мне показались вечностью. И вот он результат квалификации 133.5 дБ, на 1.4 больше чем рекорд в классе 2х10" на прошлых соревнований. Я не верил своим ушам, и это из закрытых ящиков, без предварительной настройки. Как потом оказалось это был максимальный результат в моем классе. Второй этап- поединок, из всех участников в одном классе выбирают пять машин у которых результаты максимальны.

Затем в судейскую зону приглашаются две машины с минимальными результатами и они соревнуются между собой на выбывание из соревнований, очень напоминает жестокую игру "Царь горы". Я должен был идти последним и надеялся, что буду состязаться с А.Нестеровым, но неожиданно Алексея "спихнули" и теперь моим противником становился SIDER на "зубиле" , c ФИ JL Audio 12" вместо задней полки . Теперь уже я дал отмашку о готовности, и вновь моя машина содрогнулась от громогласных изделий отечественной промышленности. Результат 134.5 дБ.

Мой соперник отказался от дальнейшего единоборства и таким образом я оказывался победителям. Правда я попросил судей дать мне еще одну попытку, так как мне казалось, что во время измерений я забыл отключить функцию приглушения звука на магнитоле. Да здравствует наш суд- самый гуманный суд в мире! Попытку мне дали, но результат изменился лишь на одну десятую- 134.6 дБ. Ура! Я до сих пор не верю. Видимо права поговорка: "Новичкам всегда везет".

На правах рекламы:

ДРУГИЕ СТАТЬИ

AUDI-80 (фронт)

Демпфирование дверей, изготовление подиумов и новых обшивок, изготовление подиумов для "пищалок" Технологии изготовления подиумов неоднократно описывались на страницах Интернета.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс