Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

Supra SRD-6913 Art Sound AMX 693 | Kicx PD 693 | Auditor Rip-690C | Fusion RE-FR6930 | DLS M1369 | Signat Onyx 169 | Magnat Dark Power 693 | Soundstream RBT 693 | Sony XS-F6948R

В подавляющем большинстве конструкции относятся к разряду так называемой «триаксиальной» (проще говоря, «трёхосной») акустики. Исключение в сегодняшней группе встретилось лишь однажды, только у него ещё на одну «ось» больше. К этому, надо признать, дело шло давно, двухполосные «блины» размера 6 х 9 дюймов встречались нам в тестах всё реже. Искать в этом некую техническую целесообразность я бы не стал. По крайней мере для меня необходимость появления в овальной акустике третьей головки далеко не очевидна. Но даже если таковая и обнаружилась бы, то супертвитеры, призванные вытянуть частотный диапазон системы до границы звукового диапазона, следовало бы делать несколько иначе. Впрочем, к техническим аспектам мы ещё вернёмся, а пока можем констатировать: триумф триаксиальных овалов обусловлен сочетанием экономических и психологических причин. Начнём с психологии. Нам с вами не остаётся ничего иного, кроме как принять в качестве постулата: подавляющее большинство покупателей «блинов» пребывает в твёрдом убеждении, что чем больше полос, тем лучше. Вот я прямо сейчас возьму и напишу: да нет же, ребята, всё как раз наоборот. И что вы думаете — завтра все бросятся искать двухполосные «блины»? Нет, конечно. Во-первых, эти господа не читают журналов, особенно таких, в которых много непонятного. Во-вторых, даже прочтя моё утверждение, они останутся при своём — невежество, знаете ли, опасно не тем, что оно есть, а тем, что оно самодостаточно. Вообще-то, интересно теперь распределяются приоритеты в нашем обществе: производится не то, что лучше, а то, что лучше продаётся. Но не будем забывать об экономическом аспекте: если бы присутствие дополнительного твитера сильно влияло на конечную цену, изготовители обошлись без него. А вместо этого они изыскали возможность изготавливать супертвитеры, которые не стоят почти ничего. Или даже меньше... Пора, наверное, перевести дух и вспомнить, что мы знаем об овалах, и конкретно — о «блинах» самого ходового размера 6 х 9 дюймов. По площади диффузора овалы «главного калибра» уступают 8-дюймовым (сабвуферным) головкам всего-то процентов пятнадцать. А принимая в расчёт, что у мидбасов подвес несколько уже, нежели у любой сабвуферной головки, то и разница будет ещё меньше. Если, скажем, для 8-дюймовой сабвуферной головки эффективный диаметр диффузора, как правило, заключён в пределах от 162 до 172 мм, то у овала тот же показатель (приведённый к эквивалентному по площади кругу) — от 158 до 170 мм, нетрудно заметить: диапазоны перекрываются на большей своей части. А ведь это уже с вычетом площади «дырки» в центре диффузора для коаксиальной акустики; если взять площадь диффузора компонентного динамика того же тиопразмера, то там сравнение может оказаться даже в пользу овала. Ну а учитывая, что овалы, в отличие от сабвуферов, всегда ходят парами, становится ясно, что предпосылки к созданию достойного звукового давления на басах у них вполне благоприятные. Насколько их позволит реализовать конструкция мидбаса — вопрос отдельный. И сейчас мы им займёмся. Я уже упомянул, что подвес у овалов (как и у всяких мидбасов, впрочем) делается более узким, чем у сабвуферов. И геометрия магнитной системы у них соответствует возможностям подвеса, то есть на значительный ход диффузора конструкция «блинов», как правило, не рассчитана. В очередной раз мы в этом убедились при измерении нелинейных искажений на басах. Если на 80 Гц измеренные значения КНИ выглядели вполне достойно (обычно не выше 5%), то на 63 Гц лишь у двоих участников это значение оказалось ниже 10%. В общем, для мидбасов искажения на частотах ниже 80 Гц мы не меряем и, думается, правильно делаем. С другой стороны, овальные мидбасы несравнимы с сабами по чувствительности, для них чувствительность 90 дБ/Вт (1 м) не редкость, тогда как у сабвуферов такие показатели встречаются лишь в «старших» калибрах, да и то не часто. Впрочем, блины для того и предназначены: их задача — создать приемлемое звуковое давление при работе с усилителем головного устройства. Если требуется высокое давление — ставьте сабвуфер (или несколько) с внешним усилителем соответствующего разбора, и без базара. По всей видимости, подобные рассуждения для изготовителей акустики не новость, поэтому они чаще всего и разрабатывают овалы в расчёте на потребителей с ограниченными потребностями и/или покупательными возможностями. А жаль, между прочим, поскольку акустические способности «блинов» заслуживают уважения. Про басовые уже было сказано, но большая площадь диффузора попутно приводит к сокращению искажений на нижней середине, а здесь наше ухо куда чувствительнее к нелинейностям, чем на басах. Вот вам иллюстрация: в сегодняшней группе лишь у одного из участников осреднённое значение КНИ вышло больше 1%, а один из одноклассников установил абсолютный рекорд по этому показателю (0,49% при звуковом давлении, равном, как всегда, 90 дБ). Но это ещё не всё. Овальная форма диффузора приводит к тому, что характеристики направленности таких излучателей тоже имеют овальную форму, только их большая и малая оси развёрнуты на 90 градусов относительно осей диффузора. Представьте себе нетипичный вариант установки: «блины» работают фронтами и смонтированы в дверях таким образом, что уши слушателей находятся в плоскости, меньшей оси овала — в этой плоскости дисперсия излучения наиболее широкая. (Кстати, при измерениях мы осуществляем поворот головок именно в этом направлении, природное великодушие делает естественным стремление поставить динамики в наиболее выгодные условия.) В перпендикулярной плоскости излучение будет наиболее «острым», а значит, отражения от пола салона и приборной панели на верхней середине сведутся к минимуму, что должно повысить чёткость построения звуковой сцены. Конечно, в такой инсталляции оптимально было бы задействовать компонентные «блины», но найти таковые становится всё труднее, можно припомнить MB Quart. Ещё у Genesis есть, эти — вообще чума. Наши, рязанские, делали «Аркан» такого формата, но как-то сдулись. Но и это не всё. Применительно к коаксиальным моделям овальная форма диффузора мидбаса делает такую акустику менее чувствительной к отражениям от корпуса твитера. Это один из факторов, который позволил изготовителям ставить на «блины» крупные обоймы с двумя, тремя и т.д. пищалками. Вероятно, у не слишком хорошо подкованного покупателя наличие такой обоймы ассоциируется с «большой мощностью» динамиков. Кстати, о мощности. Исторически так сложилось, что катушки овалов 6 х 9 делаются увеличенного размера, калибра 1,25 или 1,5 дюйма (32 или 38 мм). Что, с одной стороны, логично: если такая акустика представляет собой промежуточное звено от фронта к сабвуферу, то и запас максимально допустимой мощности у неё должен быть соответствующий. Но, с другой стороны, если акустика работает с усилителями головного устройства, нужен ли ей этот запас? Если производитель отвечает на этот вопрос отрицательно, это позволяет ему сэкономить по-крупному на массе (и цене) магнита, а также по мелочам — на меди и каркасе катушки. Однако для китайцев, как я понимаю, мелочей не бывает, оттого «лопухи» с обычными, дюймовыми катушками пошли нынче в ротацию. В сегодняшней группе четверо из десяти участников оснащены «обычными» (то есть дюймовыми) звуковыми катушками. Ну а максимальную мощность можно указать любую, все эти 200/400/600 Вт в действительности не отражают ничего, кроме способностей изготовителя к устному счёту до тысячи (второй класс ООШ? Или третий?). Что касается тепловой (RMS) мощности, то для катушек калибра 25/32/38 мм я ориентируюсь на показатели 60/100/150 Вт. И, кстати, по умолчанию в пределах сегодняшнего теста будем считать, что звуковая катушка имеет диаметр 32 мм. Как вы, наверное, уже знаете, не бывает в этой жизни так, чтобы некоторая категория творений рук человеческих обладала лишь одними достоинствами, должны быть и недостатки. У овалов они тоже есть, но по большому счёту это даже не минусы, а некоторые технологические сложности, которые прогрессивное человечество должно бы давно уже научиться преодолевать. Во-первых, переход от поршневого режима к модальному у овальных диффузоров происходит как бы «частями», что приводит к росту неравномерности частотной характеристики. Во-вторых, малая кривизна корзины вызывает её повышенную звонкость. Первая проблема купируется путём подбора специального профиля и переменной толщины диффузора. Но это значит, что каждый выпускаемый продукт должен быть просчитан и оптимизирован по этим показателям, а такая процедура не вписывается ни в современную технологию (принцип «Lego»), ни, естественно, в ценовую политику производителя массовых продуктов. Прикиньте, сколько можно будет продать «лопухов» по цене домашних колонок, пусть и базового уровня (скажем, 400 у.е.), и согласитесь, что такой продукт по определению не будет массовым. Что касается второй проблемы, то она решается проще и дешевле, но даже такие траты наши далёкие друзья считают нецелесообразными. Вот вы видели «блины» с литыми корпусами? Я — нет. Так вот и получается, что практически все овалы либо звонкие, либо очень звонкие. Пищалки, применяемые в «блинах», изготовитель чаще всего именует среднечастотниками, чтобы потребителю, глупенькому, было проще разобраться. Хотя головки, которые работают от частоты 3,5 — 4 кГц (изредка — от 3 кГц) по всем признакам являются пищалками. Ну а что мембраны у них конусные или в крайнем случае типа «сбалансированный купол», никого смущать не должно — по историческим меркам не так уж давно купольных пищалок вовсе не было. Почему не применяются (или применяются, но редко) купольники? У конусных головок частота резонанса ниже. Впрочем, в тех редких случаях, когда первый твитер всё же купольный, никаких проблем с нижним верхом, как правило, не возникает. Зато у конусных пищалок часто имеются проблемы с «верхним верхом». И связано это не с принципиальными недостатками «конусов», а с их конкретной реализацией — толстые мембраны, как я понимаю, технологичнее. Тем более для верхнего верха есть супертвитер. Уж он-то даст стране угля! Однако с «углём» чаще всего возникают «временные трудности». Если «супер» пьезокерамический, то он, как правило, имеет чувствительность (не КПД, а чувствительность, приведённую к напряжению) намного ниже, чем у мидбаса и первого твитера. Его бы через трансформатор включить, но вы же понимаете... В общем, «пьезик» не играет. Что же касается электродинамических пищалок, то есть некая приблизительная закономерность: чтобы две пищалки сходной конструкции играли одинаково громко, у них должен быть одинаковый силовой фактор. Иначе говоря, масса магнита должна быть пропорциональна калибру звуковой катушки. Катушки у первого и второго твитеров бывают даже одинаковыми, но чаще всего они меньше на четверть, тогда как магнит у «супера» иной раз и разглядеть сложно. Стоит ли удивляться, что они играют тихо? Поэтому супертвитер мы предлагаем рассматривать как своего рода «прицеп», а никак не «ведущую ось». В общем, диапазон поверху, как правило, ограничен полосой «главного» твитера, а она, как уже было сказано, совсем не столь широкая, как хотелось бы. Как вы понимаете, граница между конусной мембраной и сбалансированным куполом достаточно условна. Будем считать, что, когда диаметр купольной части менее 1/2 от диаметра мембраны, она конусная, когда больше — «сбалансированная». Так что по умолчанию мембраны «главных» пищалок конусные, мембраны вторых твитеров — сбалансированные купола, для вторых я буду указывать также и диаметр центрального купола. Осталось перечислить ещё некоторые умолчания. Ширина подвеса от 11,5 до 12,5 мм, материал, как обычно, резина. Переднее уплотнительное кольцо высокое и изготовлено из пластмассы. Рамка решётки не создаёт дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания. В качестве фильтрующих элементов задействованы два электролитических конденсатора, если обе пищалки электродинамические, и один — если «супер» пьезокерамический. Место «прописки» конденсаторов — под обоймой пищалок.
Источник: avtozvuk.com
джинсы из италии

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
Hosted by uCoz