Схема установки (старое)
К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
Питание
За время эксплуатации своего плеера в автомобиле мною был накоплен некоторый опыт в создании и применении различных источников питания. Я думаю вам будет интересно ознакомиться с моим опытом.
Обычный АТ-блок питания компьютера вырабатывает следующие напряжения и сигналы:
+5В при токе до 10-20А
+12 при токе до 15А
-12 при токе до 1А
-5В при токе до 0.5А
PG -питание в норме. Уровень 3-6В вырабатывается через 0.1-0.5с после включения питания при нормальных выходных напряжениях.
Реально же (на первое время) потребовалось для питания моей системы на основе ASUStek-материнской платы,жесткого диска Western Digital 1.6Gb, клавиатуры, аудио и видео платы +5 в (до 3.5А), +12 (до 1А).
-12В возможно понадобиться для дальнейшего подключения ИК-управления. Дело в том, что -12 на некоторых платах используются для работы СОМ-портов. И как оказалось в последствии, моя плата не исключение.
-5В служит только для поддержки некоторых ISA-карт.
БП на основе линейных стабилизаторов типа КРЕН.
Применить для получения стабильных +5В линейные стабилизаторы типа КРЕН5 (7805), вот, что сразу приходит на ум. Но при входном напряжении 11-14В и токе потреблении до 4А придется применить подобную схему, причем транзистор сразу следует заменить на КТ818 в металлическом корпусе и обеспечить его хорошее охлаждение:
Декабрь1999г.-Январь 2000г. В своем случае я заменил регулирующий элемент 7805 на мощный аналог от Linear Technologi LT1003 . Это линейный стабилизатор +5В с максимальным током 5А, корпус как у КТ818 транзистора "в металле". Применил его я потому, что он у меня был в старых запасах, да и систему запустить хотелось побыстрей. Микросхема LT1003 закреплена на радиаторе размером 70х60х60мм. К радиатору также прикреплен вентилятор от кулера , иначе к радиатору было опасно прикасаться (недостаток линейных стабилизаторов). Напряжение +12В стабилизировал обычной КРЕН8 на12В , установленной на тот же радиатор. Для ASUS потребовался сигнал PG, который я реализовал простой RC-цепочкой (10кОм/10мкФ). Схема моего блока питания :
Фото источника питания на LT1003:
Лучшим решением, я считаю, применить ШИМ-преобразователь. Схема конечно немного сложнее, но эффективность работы намного выше ( КПД-75% против 50% у линейных стабилизаторов) .
БП на основе ШИМ-стабилизаторе МАХ787.
Март 2000г. Переделан пятивольтовый линейный источник на импульсный стабилизатор на основе МАХ787. Еще недавно эту микросхему можно было бесплатно заказать на сайте производителя www.maxim-ic.com и получить по почте в течении двух-трех недель. Теперь, увы, халява кончилась. Однако описание и схему в PDF для MAX787 можно скачать здесь .
Фото источника на МАХ787:
В результате потребляемый устройством ток получился таковым: около 2А в рабочем режиме и до 2.5А при запуске системы, супротив 3.5/4 А при линейной стабилизации пяти вольт. Также в блок питания была добавлена схема дистанционного включения питания плеера при включении магнитолы (при наличии сигнального провода Remote), либо от дистанционного выключателя.
Схема нового источника питания:
На транзисторе и реле собрана схема дистанционного включения. При появлении на входе Remote сигнала высокого уровня (в частности +12В) транзистор VT1 открывается и реле K1 срабатывает, контакт К1.1 замыкается, и напряжение бортовои сети попадает на схемы стабилизаторов +5 и +12В. Диод VD1 нужен для того,что бы обратное напряжение, при отключении реле, не пробило транзистор. Реле на 12В, способное коммутировать нагрузку до 5А при 12VDC. Резистор R1 (1.5- 10кОм) ограничивает входной ток. Транзистор любой n-p-n из КТ815, КТ817.
Микросхемы U1 и U2 могут быть установлены на общем радиаторе.
Дроссель L1 намотан на кольцевом ферритовом сердечнике проводом ПЭЛ-1 1.2мм количество витков-7.
Катушка L2 намотана тем же проводом на ферритовом стержне диаметром 8мм в два слоя по 15 витков каждый . Высота катушки примерно 20мм.
Хочу сразу предупредить, что электролитические конденсаторы C2 и C5 необходимо применить с малыми потерями на ВЧ, так как частота преобразования у 787 от 100 до 200 кГц.
Март-Апрель 2000г. Минус 12В все таки потребовалось для работы с ИК ДУ через СОМ порт. Для меня эта проблема решилась довольно просто- была у меня микросборка- маломощный преобразователь +12 в +/-12В.
Еще один способ получить -12В, это взять со старой Ethernet cетевой карточки преобразователь напряжения. Найти на плате его довольно просто этот прибор имеет черный прямоугольный корпус, устанавливаемый обычно рядом с BNC или RJ45 разъемом, размером примерно 25х15х10мм, с несколькими выводами. Найти нужные выводы труда не составит, конечно если он еще установлен на сетевой плате.
В процессе эксплуатации двух источников питания построенных по выше приведенным схемам выявились следующие недостатки:
1. При запущенном двигателе в громкоговорителях слышен фон от системы зажигания;
2. От стабилизации +12В пришлось отказаться, т.к. для нормальной работы стабилизатора на 7812 необходимо, что бы входное напряжение было не менее 13.2В, а призаглушенном двигателе напряжение бортсети не превышает 12.7В.
3. Значительное выделение тепла регулирующими элементами.
Вывод: всех перечисленных недостатков лишен импульсный преобразователь напряжения, наподобие обычных компьютерных БП.
Итак, решено, делаем DC-DC преобразователь.
Источник питания DC-DC преобразователь.
Вот он предел мечтаний и венец творений- импульсный блок питания 12В- +5В/+12В/-12В. Хотя схема разрабатывалась мною самостоятельно, однако с подсказок Сергея (Finn), схемы у нас получились как близнецы-братья. В итоге я выкладываю схему Сергея.
Схема импульсного
БП
(от автора)
Разводка печатной платы для схемы
(от
автора)
Расположение
элементов на плате
(от автора)
Описание
схемы
(от автора)
Рисунок трансформатора.
Вариант
( от меня лично).
Осцилограммы в некоторых
точках. Осцилограммы сняты и предоставлены
Александром Кочкиным. ZIP-файл 200Кб
. zero.jpg - установка
0, zatvor.jpg - это на затворе транзистора (выход с
9,10 TL494), ontrans.jpg - это на первичных обмотках
после транзистора
На правах рекламы: