Европа посоветовала: при разработке новых моделей акустических систем инженерам следует все же вспоминать о том, что у нас здесь уже сто лет метрическая система, и не держаться за дюймовую американскую, как за мамкину юбку.
В частности: многие новые модели европейских машин имеют штатные посадочные места под динамики диаметром 160 мм, а не 6,5 дюйма, что примерно равно 165. Но примерно. При разработке серии Euroclass фирма Macrom это учла, и 6-дюймовая (ну вот, опять!) модель выполнена универсальной по габаритам и креплению, с массой приспособлений для установки в автомобиль, сделанный в любой системе мер и весов.
Меньшая по диаметру модель 2.50, попавшая к нам на ковер, от этих премудростей свободна, поскольку диаметр 135 мм устроил и Европу, и Америку. А устройство динамика - такое же, как и у большего по диаметру.
ESC 2.50 - это уже третий попадающий к нам в руки за год динамик трансформируемой конструкции, который можно устанавливать и как коаксиальный, и как компонентный (ранее были Blaupunkt и Power Amper) и (пока) самый остроумный по конструкции и гибкий в настройке.
Новаций в динамике на самом деле много. Начнем с коаксиального варианта установки. В этой конфигурации сразу обращают на себя внимание несколько особенностей. Первое: "пищалка", традиционно для Macrom довольно большого диаметра, не нависает над диффузором, как у обычных коаксиалов, а полностью помещается в пределах диаметра звуковой катушки. Ведь ее диаметр - 54 мм, больше трети диаметра диффузора. Масса катушки, несмотря на большой диаметр, невелика, поскольку и каркас, и провод обмотки алюминиевые.
"Нависание" грибка "пищалки" над центральной частью диффузора мидбаса в коаксиальных динамиках и ее выступание над краем звуковой катушки - это главные и практически не устранимые источники неравномерности АЧХ всего ансамбля на частотах 6 - 10 кГц. В ECS 2.50 по крайней мере половину этой проблемы устранили сразу. О том, что плоскости излучения все же совмещены не до конца, напоминает едва заметный провальчик на АЧХ в районе 8 кГц.
Сопротивление звуковой катушки НЧ-головки ECS 2.50 - необычное, равное 3 Ом вместо 4. Поэтому даже при работе от встроенных усилителей головного аппарата можно рассчитывать на выходную мощность примерно на 30% большую, нежели указано производителем головного блока.
Остальные параметры НЧ-секции: резонансная частота 65 Гц - довольно низкая для 135-миллиметрового динамика, добротность Qts = 1,0. То есть при любом варианте установки АЧХ динамика будет иметь небольшой подъем между 60 и 100 Гц, что придает звучанию на мидбасах хорошо узнаваемую напористую окраску.
Теперь самое интересное: в коаксиальной конфигурации "пищалка" вставлена в пластмассовый стакан в центре мидбаса. От того, в каком угловом положении она вставлена, зависит коммутация цепи ВЧ-излучателя. Вариантов четыре: вынув "пищалку" из гнезда и повернув ее перед повторной установкой на 90 градусов, мы можем подключить ее к выходу кроссовера через аттенюатор -3 дБ или без, в фазе или в противофазе с мидбасом. Во всех сочетаниях.
Все элементы кроссовера, которые делают это возможным, смонтированы здесь же, в корпусе динамика, точнее - под пластмассовой крышкой, закрывающей магнит. Собственно фильтры - первого порядка (оба, и НЧ и ВЧ) с частотой раздела 4,2 кГц. На выходе ВЧ-звена есть резистор, которым и достигается ослабление сигнала на "пищалке", если надо.
Установка и подключение ECS 2.50 в коаксиальном варианте ничуть не отличается от процедуры, характерной для такого типа акустики. Провода от усилителя подключаются к клеммам, обозначенным "Input" на задней стороне крышки магнитной системы - и вперед. Клеммы, кстати - пример для подражания: надежные винтовые зажимы в углублении пластмассового основания, все как надо. Уже после установки динамиков в облюбованное место можно спокойно заняться регулировкой "пищалки". Для каждого изменения коммутации ее (или их) надо вытащить, повернуть и вставить вновь. Именно так. К сожалению, инструкция в этой части довольно невнятна, и возникает иллюзия того, что перекоммутировать ВЧ-динамик можно, просто повернув его, уже установленный на место. Ничего не выйдет. Конструкция контактов не дозволяет "пищалке" поворачиваться в гнезде, а если поднажать... Видели один такой комплект, со свернутыми на сторону контактными лепестками.
Несколько сложнее происходит дело при установке динамиков в варианте компонентной пары. Обычно у компонентников кроссовер выполнен в виде отдельного блока, а здесь все фильтровое хозяйство остается на борту мидбаса. Для этого случая в комплект поставки, помимо традиционного для компонентных динамиков "фундамента" для "пищалки", входит жгут из трех (!) проводов, которым основание отдельно установленной ВЧ-головки присоединяется к трем же клеммам на мидбасе, обозначенным "Output".
После такого соединения основание "пищалки" начинает выполнять те же функции узла коммутации, что раньше принадлежали гнезду в центре мидбасового динамика. Как все серьезно!
Результаты прослушивания показали довольно нетривиальный характер испытуемых. Поскольку динамики не самые дорогие, а их характеристики явно подталкивают подключать их прямо к источнику, мы выбрали в качестве тестовой платформы редко появляющийся на страницах автозвуковой прессы автомобиль "Москвич". (Помните: "По совету друзей, новая модель, и т.д..."?). Хозяин "новой модели" давно маялся подбором мест установки акустики, и все как-то не выходило. Зато от одного из вариантов остались уродливые с виду, но вполне функциональные подиумы на дверях.
Движимые предубеждениями, перед началом опытов мы были уверены, что лучшие результаты будут получены при установке акустики в компонентном варианте. Их попробовали сначала два:
1. Мидбасы - в двери, "пищалки" - на "торпедо", в бывшие места под штатную беспородицу "5ГД-сколько-то".
2. Мидбасы - в штатные места в "торпедо", "пищалки" - на стойки.
Тональный баланс оказался очень даже пристойный, причем теоретически предсказанный "нажим" на мидбасах был заметен гораздо меньше, чем мы ожидали. Это при установке в дверях. Когда мидбасы стояли в приборной панели, подъем АЧХ в районе 100 Гц и вовсе оказался съеден неизбежными в "Москвиче" акустическими замыканиями, и не будь его на характеристике динамика, звучание мидбасов стало бы совсем безжизненным.
При этом надо заметить: в смысле тонального баланса звучание "пищалок" очень мало зависело от места их установки. Такова особенность ВЧ-головок Macrom. Они (всех серий) играют не то что бы приглушенно, но без излишней яркости, зато сохраняют этот характер звучания в очень широком диапазоне углов ориентации оси.
А вот звуковая сцена в обоих вариантах на оценку выше "бывает" не тянула.
Собрав, для полноты картины, динамики в коаксиальные структуры, поставили их в штатные места и, на удивление, получили некоторое улучшение слитности сцены. Тогда решили попробовать малопопулярную у нас установку в кик-панели - боковые стенки пространства для ног пассажира и водителя. Вот здесь-то и произошло маленькое чудо. Звуковая сцена, почти не потеряв в высоте, стала слитной и равномерной.
Но здесь открылся и один подводный камень, о который можно распороть днище при установке ECS 2.50. Динамики - мягкие и высокодобротные. Если при монтаже у каждого не окажется "за спиной" по меньшей мере 15 - 20 литров объема, АЧХ начнет горбить уже за пределами допустимого. У "Москвича", по счастью, при снятии пластмассовых панелей впереди дверей открывается довольно большой объем, соединенный с пространством под передними крыльями. Объем, достаточный для того, чтобы ECS 2.50 чувствовал себя, как в бесконечном экране. У других автомобилей такого удобства может не быть - надо смотреть.
Источник: http://avtozvuk.com
СТАТЬИ
SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4
Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.
Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.
К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс