коаксиалы 4''. Малышовая группа
В этом номере вивисекции подвергается стайка четырехдюймовых коаксиальных динамиков общей численностью семнадцать голов. Такие малыши. «Неужели они мне подойдут?», как вещает телереклама совсем других изделий. Вот именно они-то и подойдут, причем есть случаи, когда миниатюрным коаксиалам просто нет альтернативы. Причем речь далеко не всегда идет о маленьких машинах и «супербюджетных» установках. Отнюдь. Например, штатные места некоторых моделей Audi, автомобиля немаленького и не очень дешевого, примут только 4 дюйма. И если владелец не желает по той или иной причине вторгаться в оформление интерьера, выбора у него просто нет.
Мы включили в тест образцы из довольно широкого диапазона цен: самая недорогая модель в группе дешевле самой дорогостоящей в пять(!) раз. Поэтому и использование исследуемых динамиков предполагается радикально разное. Наиболее скромные по цене предназначены для развертывания у себя в машине системы «нулевого приближения», с которой владелец потом может ездить до полной выработки ресурса транспортного средства или же затем постепенно осознавать, что его/ее устраивает в звуке, а что нуждается в переменах. «Четверки» в этом случае - самый нетравматичный для внутреннего обустройства экипажа звуковой инструмент. Более породистые громкоговорители средней ценовой категории - орудие апгрейда, которое может при минимальных финансовых вливаниях заметно поправить качество звучания штатной системы машины, когда пара именитых, пусть и не самых дорогих коаксиалов выгонит с насиженных мест беспородных, поставленных изготовителем. Не в укор производителям автомобилей будет сказано, но часто уровень устанавливаемой на заводе акустики находится в труднообъяснимом несоответствии с классом и достоинствами остального автомобиля. Сапожнику-то лучше как бы сапоги, а пирожнику - это самое.
И наконец, на правом фланге группы гордо вытянулись во все свои четыре дюйма носители чистых кровей. С них и спрос другой, они обязаны отрабатывать свое имя, репутацию и цену. Что может заставить разумного человека заплатить за крошечные «четверочки» цену, сопоставимую с ценой более солидных 5-ти или даже 6-дюймовых динамиков? Ну, во первых, это - соображения компоновки, о которых мы уже говорили. Во-вторых, логика «мелкие по три, крупные - по пять», хоть и не напрямую, но переносится и на мир электроакустики. За одни и те же деньги вы можете поиметь не большой и не очень шумный динамик первоклассного производителя или же более массивное изделие с родословной победнее. Для многих предпочтительнее первый вариант. Тем более что, с точки зрения чистой теории становления звукового образа, малые размеры диффузора - достоинство, так как при этом создаются условия для более когерентного, свободного от фазовых искажений излучения.
Что оценивалось в каждом из представленных образцов? Прежде всего, это, конечно, конструкция и качество изготовления. Поскольку именно габариты часто служат главным аргументом при выборе этого калибра, мы отдельно отмечали компоновочные подробности - глубину, на которую динамик утапливается под панель при установке, высоту, на которую выступает сам динамик и его защитная решетка, а также диаметр решетки.
Основная характеристика, по которой мы выносили приговор качеству звучания, - тональная точность. Эта характеристика оценивалась отдельно в трех частотных регистрах: на низких, средних и верхних частотах. О работе «мелких» динамиков на низших частотах посильного для них диапазона надо сказать отдельно. Разумеется, ни один 10-сантиметровый громкоговоритель в салоне автомобиля не в состоянии обеспечить достойное воспроизведение самых низших частот. Если план таков, чтобы система покрывала весь частотный спектр, без сабвуфера все равно не обойтись, что, впрочем, справедливо и для мидбасов более солидного размера. Тем не менее, применительно к «четверкам» возникает специфическая проблема состыковки мидбасов и сабвуфера. У четырехдюймовых динамиков нижняя граничная частота довольно высокая, и для тех, у кого она выше, чем у других, обеспечить плавный переход к рабочему диапазону сабвуфера может оказаться делом непростым. Поэтому именно для спикеров размером 4 дюйма каждый герц на нижнем конце их рабочего диапазона на вес золота. Для воссоздания акустической нагрузки динамиков в типичной инсталляции при прослушивании они размещались на жестком экране размером 1700 х 800 мм. Тестовым звуковым материалом послужило содержимое раздела «Тональная точность и баланс» судейского диска RASCA, а экспертами - сертифицированные судьи, которые оценивали тональную точность воспроизведения по уже устоявшейся десятибалльной шкале.
Мы намеренно не определяли достоинства и недостатки тестируемых моделей с точки зрения формирования стереообраза. Эта характеристика настолько сильно зависит от расположения и ориентации головок в салоне, да и от акустики самого салона, что давать какие-либо оценки динамикам вне контекста конкретной установки было бы некорректно.
SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4
Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.
SQ-Сабвуфер
Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.
Схема установки (старое)
К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс