Широкополосный динамик Hertz HCC87
Динамики этой итальянской фирмы появились у нас недавно, зато сразу много: коаксиальные, компонентные, сабвуферы на любой вкус. Но один из них - особенный. Не то чтобы он совсем уж уносил покой и сон, но вещица оказалась необычная и интересная. Это - двухдиффузорный HCC87.
Что в нем такого особенного? Прежде всего - калибр. Типоразмер 3 1/2 дюйма встречается реже других, некоторые фирмы таких малышей вообще не делают. В другое время мы бы, может, на эдакую крохотулю и не посмотрели бы, но помог случай. В неусыпных поисках и экспериментах на редакционном «тест-вагене» перебывало множество 4-дюймовых динамиков, на которые возлагались обязанности по формированию наиболее информативной части звукового поля: СЧ и ВЧ. Однажды решили попробовать и этот и обнаружили, что предмет звучит куда солиднее, нежели предполагают его размеры и цена.
Когда итальянские конструкторы решили дополнить гамму своей коаксиальной акустики 3-дюймовым «замыкающим», они, по всей вероятности, в первую очередь думали о применении динамика в итальянских же автомобилях. Один из самых массовых у себя на родине компактных «Фиатов» - Fiat Punto, например, имеет штатные места в приборной панели только под динамики размером 3 1/2 дюйма и никак не больше. Поэтому к динамику даже прилагается монтажное кольцо с отверстиями под крепеж в этой и подобных моделях. Оказалось, однако, что HCC87 стали покупать для установки в машинах, где запросто можно было бы поставить 4-дюймовые головки. Для такого случая даже пришлось освоить производство специального переходного кольца под более широко расставленный крепеж.
Так что же, владельцев других автомобилей просят не беспокоиться? Минуточку, не спешите. У динамиков такого размера есть особая роль и даже, в лексиконе некоторых фирм - особое название: phaser (фазировщик). Такое имя «малыши» заработали за то, что, будучи установленными в машине с простейшей схемой расположения акустики - большие динамики (а хоть бы и 6 х 9) в задней полке, они существенно «оттягивают» вперед звуковую сцену, и звук больше не кажется исходящим далеко из-за спины, намного улучшается четкость и разборчивость звучания, даже какая-то детализация появляется, и все - из-за совсем крошечных динамиков в углах приборной панели.
В отличие от всех своих братьев-сестер, HCC87 - не коаксиальный динамик, а широкополосный с дополнительным диффузором. Коаксиалы такого диаметра делают редко, поскольку получаются они плохо: «пищалка» загораживает большую часть площади маленького диффузора и далеко выступает вперед. И звук в результате страдает, и динамик выходит громоздким и развесистым. Двухдиффузорный динамик действует так: вплоть до самых верхних частот работает основной диффузор. Его эффективность резко падает при приближении к частоте, где длина волны сопоставима с диаметром звуковой катушки (то есть - минимальным диаметром излучающей поверхности. У двухполосной акустики на этой частоте, даже раньше, вступает «пищалка». А здесь вместо этого в том месте, где диффузор скрепляется с каркасом звуковой катушки, приклеен второй диффузор, на манер небольшого рупора. Ему-то и отводится роль высокочастотного излучателя.
Прослушивание показало: благодаря удачной конструкции дополнительного диффузора динамик без заметного спада воспроизводит частоты до 18 кГц. Звучание на верхних частотах, разумеется, обладает определенной спецификой. Узкий рупор малого диффузора - это не купол «пищалки», несмотря на все усилия конструкторов, в нем легче возникают местные зонные колебания, поэтому верхние частоты чуть смазаны, кроме того, диаграмма направленности - намного уже, чем у диффузорных, тем более купольных «пищалок». Оптимальная ориентация HCC87 - осью излучения - на слушателя, непосредственно или с отражением от лобового стекла.
Основной диффузор у HCC87 отлит из полипропилена с графитовым наполнителем. Логично (а также практично, технологично и проще во всех отношениях) было бы изготовить из этого же материала и вспомогательный диффузорчик. Ан нет! Итальянцы не пошли по пути наименьшего сопротивления, и вспомогательный диффузор оказался отформован из целлюлозной массы, обладающей, по сравнению с полимером, значительно более высоким внутренним демпфированием на верхних частотах. Уже одно это решение вызывает уважение к разработчикам. И не только. Динамик сделан очень солидно и качественно. Для 87-миллиметровой головки магнит имеет размеры более чем внушительные: его наружный диаметр больше, чем диаметр внешнего края диффузора, там, где он соединяется с гофром подвески. Провода к звуковой катушке не «протыкают» диффузор, как часто делается у массовой продукции, а пущены «по воздуху» непосредственно к обмотке, как у самых серьезных динамиков. Все остальные узлы, их соединение и отделка тоже выполнены знатно, придраться не к чему.
На измерительном стенде HCC87 показал такие параметры: резонансная частота Fs = 145 Гц, полная добротность Qts = 0,7, эквивалентный объем Vas = 0,9 л. На практике это означает, что динамик будет нормально работать в объеме от 2 литров и выше, при этом добротность, а стало быть, и частотная, и переходные характеристики останутся близкими к оптимальным.
Реально измеренные импедансная и фазовая характеристики достаточно близки к расчетным. Есть два небольшие горбика (и соответствующие им волны на фазовой характеристике) в диапазоне между 500 Гц и 1 кГц - видимо, местные резонансы консольно закрепленного малого диффузора. Для HCC87 возможны два способа применения. Первый: в той роли, для которой он изначально создавался. То есть быть вмонтированными в тесные посадочные места на торпедо или в верхней части дверей, как случается в некоторых машинах, и оттуда трудиться, в меру сил, над звуковой сценой, в то время как установленные на заводе (или вами на предыдущем этапе оснащения автомобиля) обширные динамики на задней полке обеспечат необходимый минимум звукового давления и нижних частот. В таком качестве HCC87 звучит на удивление убедительно.
Мы попробовали установить HCC87 в дурно расположенные, прямо скажем, штатные места ВАЗ 21099 с высокой панелью. Там к этому времени уже «жили» 6,5-дюймовые коаксиалы в задней полке. Благодаря миниатюрности передние динамики при этом стало возможно сориентировать под некоторым углом в вертикальной плоскости - так, чтобы они целились не в живот водителю и пассажиру, а все-таки в голову, где у большинства населения находятся уши. Поманеврировав немного фейдером, нашли такое соотношение уровня сигнала на тыловых «блинах» и фронтальных «оладьях», при котором создалось ощущение, будто основная часть звука рождается впереди, при этом тыловые динамики продолжали очень даже внушительно басить. В этом же опыте обнаружилось, что выходной сигнал типичного головного устройства (35 - 40 Вт максимальной мощности на канал) не в состоянии перегрузить динамик на нижних частотах. Для контроля такой же амплитуды сигнал подводили к нескольким образцам распространенных в наших широтах 4-дюймовых коаксиалов, и здесь перегрузка была куда как ясно слышна. Заметим: при ненамного большем звуковом давлении. Отдача у HCC87 - ломовая, как, впрочем, у всех динамиков серии High Energy этой фирмы. По натуре своей HCC87 басов дать не может (и не пытается). Поэтому о его «сольном» выступлении, то есть в роли единственной акустики, говорить не стоит. Зато у динамика - очень комфортное звучание на средних частотах и неплохой верх. Верхние частоты, воспроизводимые дополнительным диффузором, естественно, уступают по четкости и динамике тем, что излучаются отдельной «пищалкой», и мы бы удивились, если бы это было не так. Тем не менее саунд достигается довольно приятный и сбалансированный и для простой установки может быть неплохой отправной точкой на бесконечном пути к идеальному звуку.
Другой способ применения HCC87 - как среднечастотного излучателя в трехполосной системе. Здесь его миниатюрность дает особенно заметный выигрыш. Во-первых, динамик становится ближе к идеальному точечному излучателю и рисует очень четкую и хорошо сфокусированную звуковую картину на средних частотах. Во-вторых, небольшие габариты облегчают установку под оптимальным углом даже в самых неудобных местах приборной панели или дверей. И, наконец, взгляните еще раз на импедансную кривую. Станет видно, что в полосе от 200 Гц до примерно 5 кГц импеданс HCC87 остается почти неизменным. У динамика более крупного размера из-за существенно большей индуктивности звуковой катушки ее сопротивление на частоте 4 - 5 кГц обычно возрастает вдвое, а то и втрое по сравнению с номинальным, что усложняет конструкцию кроссовера и вносит дополнительные фазовые сдвиги, никому на фиг не нужные.
Схема установки (старое)
К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс