Кабели - важная деталь аудиосистемы

Кабели - важная деталь аудиосистемы Среди прочих компонентов автомобильной аудиосистемы довольно часто приходится наблюдать игнорирование качества кабелей. Однако несмотря на то...

Мифы о мощности усилителя

Мифы о мощности усилителя Вопрос наличия в системе кар-аудио такого устройства как усилитель даже не обговаривается. Отмечу лишь, что от его участия общее качество звучания...

Сделай сам себе саб

Сделай сам себе саб Когда речь заходит об установке сабвуфера в авто, зачастую владелец машины сталкивается с дилеммой: желаемый сабвуфер просто не помещается в...

ФОТОГАЛЕРЕЯ

АВТО НОВОСТИ

Широкополосный динамик Hertz HCC87

Динамики этой итальянской фирмы появились у нас недавно, зато сразу много: коаксиальные, компонентные, сабвуферы на любой вкус. Но один из них - особенный. Не то чтобы он совсем уж уносил покой и сон, но вещица оказалась необычная и интересная. Это - двухдиффузорный HCC87. Что в нем такого особенного? Прежде всего - калибр. Типоразмер 3 1/2 дюйма встречается реже других, некоторые фирмы таких малышей вообще не делают. В другое время мы бы, может, на эдакую крохотулю и не посмотрели бы, но помог случай. В неусыпных поисках и экспериментах на редакционном «тест-вагене» перебывало множество 4-дюймовых динамиков, на которые возлагались обязанности по формированию наиболее информативной части звукового поля: СЧ и ВЧ. Однажды решили попробовать и этот и обнаружили, что предмет звучит куда солиднее, нежели предполагают его размеры и цена. Когда итальянские конструкторы решили дополнить гамму своей коаксиальной акустики 3-дюймовым «замыкающим», они, по всей вероятности, в первую очередь думали о применении динамика в итальянских же автомобилях. Один из самых массовых у себя на родине компактных «Фиатов» - Fiat Punto, например, имеет штатные места в приборной панели только под динамики размером 3 1/2 дюйма и никак не больше. Поэтому к динамику даже прилагается монтажное кольцо с отверстиями под крепеж в этой и подобных моделях. Оказалось, однако, что HCC87 стали покупать для установки в машинах, где запросто можно было бы поставить 4-дюймовые головки. Для такого случая даже пришлось освоить производство специального переходного кольца под более широко расставленный крепеж. Так что же, владельцев других автомобилей просят не беспокоиться? Минуточку, не спешите. У динамиков такого размера есть особая роль и даже, в лексиконе некоторых фирм - особое название: phaser (фазировщик). Такое имя «малыши» заработали за то, что, будучи установленными в машине с простейшей схемой расположения акустики - большие динамики (а хоть бы и 6 х 9) в задней полке, они существенно «оттягивают» вперед звуковую сцену, и звук больше не кажется исходящим далеко из-за спины, намного улучшается четкость и разборчивость звучания, даже какая-то детализация появляется, и все - из-за совсем крошечных динамиков в углах приборной панели. В отличие от всех своих братьев-сестер, HCC87 - не коаксиальный динамик, а широкополосный с дополнительным диффузором. Коаксиалы такого диаметра делают редко, поскольку получаются они плохо: «пищалка» загораживает большую часть площади маленького диффузора и далеко выступает вперед. И звук в результате страдает, и динамик выходит громоздким и развесистым. Двухдиффузорный динамик действует так: вплоть до самых верхних частот работает основной диффузор. Его эффективность резко падает при приближении к частоте, где длина волны сопоставима с диаметром звуковой катушки (то есть - минимальным диаметром излучающей поверхности. У двухполосной акустики на этой частоте, даже раньше, вступает «пищалка». А здесь вместо этого в том месте, где диффузор скрепляется с каркасом звуковой катушки, приклеен второй диффузор, на манер небольшого рупора. Ему-то и отводится роль высокочастотного излучателя. Прослушивание показало: благодаря удачной конструкции дополнительного диффузора динамик без заметного спада воспроизводит частоты до 18 кГц. Звучание на верхних частотах, разумеется, обладает определенной спецификой. Узкий рупор малого диффузора - это не купол «пищалки», несмотря на все усилия конструкторов, в нем легче возникают местные зонные колебания, поэтому верхние частоты чуть смазаны, кроме того, диаграмма направленности - намного уже, чем у диффузорных, тем более купольных «пищалок». Оптимальная ориентация HCC87 - осью излучения - на слушателя, непосредственно или с отражением от лобового стекла. Основной диффузор у HCC87 отлит из полипропилена с графитовым наполнителем. Логично (а также практично, технологично и проще во всех отношениях) было бы изготовить из этого же материала и вспомогательный диффузорчик. Ан нет! Итальянцы не пошли по пути наименьшего сопротивления, и вспомогательный диффузор оказался отформован из целлюлозной массы, обладающей, по сравнению с полимером, значительно более высоким внутренним демпфированием на верхних частотах. Уже одно это решение вызывает уважение к разработчикам. И не только. Динамик сделан очень солидно и качественно. Для 87-миллиметровой головки магнит имеет размеры более чем внушительные: его наружный диаметр больше, чем диаметр внешнего края диффузора, там, где он соединяется с гофром подвески. Провода к звуковой катушке не «протыкают» диффузор, как часто делается у массовой продукции, а пущены «по воздуху» непосредственно к обмотке, как у самых серьезных динамиков. Все остальные узлы, их соединение и отделка тоже выполнены знатно, придраться не к чему. На измерительном стенде HCC87 показал такие параметры: резонансная частота Fs = 145 Гц, полная добротность Qts = 0,7, эквивалентный объем Vas = 0,9 л. На практике это означает, что динамик будет нормально работать в объеме от 2 литров и выше, при этом добротность, а стало быть, и частотная, и переходные характеристики останутся близкими к оптимальным. Реально измеренные импедансная и фазовая характеристики достаточно близки к расчетным. Есть два небольшие горбика (и соответствующие им волны на фазовой характеристике) в диапазоне между 500 Гц и 1 кГц - видимо, местные резонансы консольно закрепленного малого диффузора. Для HCC87 возможны два способа применения. Первый: в той роли, для которой он изначально создавался. То есть быть вмонтированными в тесные посадочные места на торпедо или в верхней части дверей, как случается в некоторых машинах, и оттуда трудиться, в меру сил, над звуковой сценой, в то время как установленные на заводе (или вами на предыдущем этапе оснащения автомобиля) обширные динамики на задней полке обеспечат необходимый минимум звукового давления и нижних частот. В таком качестве HCC87 звучит на удивление убедительно. Мы попробовали установить HCC87 в дурно расположенные, прямо скажем, штатные места ВАЗ 21099 с высокой панелью. Там к этому времени уже «жили» 6,5-дюймовые коаксиалы в задней полке. Благодаря миниатюрности передние динамики при этом стало возможно сориентировать под некоторым углом в вертикальной плоскости - так, чтобы они целились не в живот водителю и пассажиру, а все-таки в голову, где у большинства населения находятся уши. Поманеврировав немного фейдером, нашли такое соотношение уровня сигнала на тыловых «блинах» и фронтальных «оладьях», при котором создалось ощущение, будто основная часть звука рождается впереди, при этом тыловые динамики продолжали очень даже внушительно басить. В этом же опыте обнаружилось, что выходной сигнал типичного головного устройства (35 - 40 Вт максимальной мощности на канал) не в состоянии перегрузить динамик на нижних частотах. Для контроля такой же амплитуды сигнал подводили к нескольким образцам распространенных в наших широтах 4-дюймовых коаксиалов, и здесь перегрузка была куда как ясно слышна. Заметим: при ненамного большем звуковом давлении. Отдача у HCC87 - ломовая, как, впрочем, у всех динамиков серии High Energy этой фирмы. По натуре своей HCC87 басов дать не может (и не пытается). Поэтому о его «сольном» выступлении, то есть в роли единственной акустики, говорить не стоит. Зато у динамика - очень комфортное звучание на средних частотах и неплохой верх. Верхние частоты, воспроизводимые дополнительным диффузором, естественно, уступают по четкости и динамике тем, что излучаются отдельной «пищалкой», и мы бы удивились, если бы это было не так. Тем не менее саунд достигается довольно приятный и сбалансированный и для простой установки может быть неплохой отправной точкой на бесконечном пути к идеальному звуку. Другой способ применения HCC87 - как среднечастотного излучателя в трехполосной системе. Здесь его миниатюрность дает особенно заметный выигрыш. Во-первых, динамик становится ближе к идеальному точечному излучателю и рисует очень четкую и хорошо сфокусированную звуковую картину на средних частотах. Во-вторых, небольшие габариты облегчают установку под оптимальным углом даже в самых неудобных местах приборной панели или дверей. И, наконец, взгляните еще раз на импедансную кривую. Станет видно, что в полосе от 200 Гц до примерно 5 кГц импеданс HCC87 остается почти неизменным. У динамика более крупного размера из-за существенно большей индуктивности звуковой катушки ее сопротивление на частоте 4 - 5 кГц обычно возрастает вдвое, а то и втрое по сравнению с номинальным, что усложняет конструкцию кроссовера и вносит дополнительные фазовые сдвиги, никому на фиг не нужные.

СТАТЬИ

SPL-Сабвуфер на 75 ГДН1-4

Ну не хватает мне баса в машине, ну как не старался, но пробирающего до самых внутренностей звука без саба не добиться. А еще очень хотелось поучаствовать в соревнованиях по звуковому давлению, проводимых SPL-клубом. Итак, вернувшись из отпуска в начале октября я узнал, что 14 октября на площадке установочной студии Блюзмобиля будут проводиться очередные соревнования по звуковому давлению. Я решил, что обязательно должен принять участие До соревнований оставалась одна неделя. Покупать дорогие импортные динамики я не решился, к выбору надо подойти серьезно, лишних 100-200 баксов не бывает.

SQ-Сабвуфер

Основной целью при создании сабвуфера, было получить качественный бас при минимальном занятии багажного отсека. Для этого было решено построить ящих со стенками сложной формы и разместить его в нише правого заднего крыла автомобиля, так называемый "стелс". Для этого сначала была изготовлена заготовка с помощь которой снималась форма ниши, в последствии, на основе полученной формы, изготавливалась задняя стенка сабвуфера.

Схема установки (старое)

К открытию соревновательного сезона 2001 года, аудиосистема в автомобиле представляла собой следующее:
Головное устройство: магнитола Kenwood KRC-477 и CD-ченджер KDC-C715
Двухполосный фронт: мидбас из комплекта AudioArtCS650 и пищалки фирмы ETON.
Фронтальный усилитель: PPI-2120, установленный скрытно, под торпедой.
Сабвуферный усилитель: Rockford Fosgate Punch 100x2 и самодельный фильтр 4-го прорядка.
Сабвуфер: 12" MacAudio Mac Absolute 300, закрытый ящик объемомо 32 литра, стелс
align="center">Hosted by uCoz